Новый мультимедийный проект посвящён тем, кто раскапывает, записывает, оцифровывает, изучает, популяризирует и защищает прошлое, чтобы сохранить в вечности, закладывая тем самым фундамент будущего. Проект создан под эгидой Российского научного фонда – самого крупного и по сути единственного государственного фонда, который финансирует фундаментальные исследования в науке. «РНФ финансирует то, что завтра не принесет какие-то лекарства или гаджеты, но заложит начало, фундамент, который в дальнейшем улучшит качество жизни миллионов людей. То есть это работы на продолжительное время», – объясняет Юлия Шуляк, заместитель руководителя отдела по связям с общественностью Российского научного фонда, куратор проекта «Хранители культурного наследия». За время работы РНФ поддержал с помощью грантов более 60 тысяч учёных из разных городов и регионов, тысячи исследований в разных областях. Из них для проекта было выбрано двенадцать.
Сайт «Хранители культурного наследия» разделён на четыре блока (по научным дисциплинам): «Охрана памятников истории и культуры», «Языкознание», «Фольклористика», «Археология». В каждом – по три проекта-исследования. С их помощью можно не только погрузиться в историю – от самых древних времен до недавнего прошлого, – но и узнать передовые достижения гуманитарной науки.
«Археологи, фольклористы, языковеды, искусствоведы, даже физики и химики, работы которых вошли в проект “Хранители культурного наследия”, не просто выполняют свои исследования – раскапывают землю, изучают этносы, фольклор и языки. Эта работа позволяет сохранить богатство, которое досталось нам от предков. Фрагменты нашего прошлого, а значит, и нас самих. Это очень важно, и в проекте мы пытались это отразить», – подчёркивает Юлия Шуляк.
Неграмотная или даже варварская политика государства в области охраны памятников, коммерческие застройки, люди, сама природа – всё вносит свой вклад в исчезновение того, что называется культурным наследием. То, что существовало тысячи лет, может навсегда исчезнуть в одно мгновение.
«Наше наследие застраивается деловыми центрами, разрушается от старости, уходит под воду, бумагами пылится в архивах, вытесняется, унифицируется и неумолимо ускользает из наших рук. Например, вымирание языков – это медленный процесс, но уже визуальный: каждая перепись населения даёт понять, что так или иначе из-за процессов урбанизации, глобализации языки исчезают вместе с носителями, а с языком исчезает и культура: песни, сказания, образ жизни, особенности тех или иных народов. Молодые люди уезжают из деревень в города, не хотят поддерживать культуру своих предков, диалекты исчезают или сокращаются до минимального размера. Например, если раньше языковедам сложно было на Алтае найти людей, которые говорили на русском (в основном здесь говорили на тюркских языках), то сейчас сложно найти тех, кто говорит на тюркских.
Природа вносит свой вклад. Например, петроглифы на валунах на берегах Амура в какой-то момент исчезают, потому что вода переворачивает камни и невозможно уже посмотреть, какие послания оставили нам предки. Да и люди, к сожалению, не всегда понимают ценность всего, что нас окружает: например, на скалах с петроглифами, которым очень много тысяч лет, оставляют граффити».
Сделать находку – это событие, а спасти от разрушения и найти каждому фрагменту древней живописи своё место – многолетний и кропотливый труд реставраторов, учёных, археологов и музейных работников.
«Для “Хранителей” мы старались выбирать те проекты, где учёные не просто формально выполняют свою работу, а прикладывают свехрусилия, делают гораздо больше, чем того требуют наукометрические показатели и отчёты: отмывают граффити, собирают международных экспертов, изучают и используют самые современные способы сохранения древностей.
Но самое главное – популяризируют свои знания. Учёные видят задачу не просто в том, чтобы, скажем, собрать песни народов Тувы, – они стараются вернуть все эти записанные тексты, сохранённые записи в народ. И тем самым поддержать культуру, сохранить ее».
Для этого учёные используют современные методы: создают виртуальные копии предметов, которые завтра могут перестать существовать, собирают аудио- и видеозаписи песен, слова которых знают уже немногие, разрабатывают карты, атласы и базы данных, делают 3D-реконструкции городов. Всё это собрано на сайте «Хранителей».
В разделе «Охрана памятников истории и культуры» представлены очень разные проекты и по времени, и по научным методам, которые используют учёные, – от 3D реконструкции города до работы физиков над церковными росписями. Каждый из них стоит рассмотреть поближе.
«Клон горы: спасти “самое древнее”»
Археолог Елена Леванова и её команда из Института археологии РАН взялись оцифровать известные памятники наскального искусства России – петроглифы, высеченные в камне в IV–III тысячелетиях до нашей эры. Они создают единую виртуальную базу таких объектов для изучения и сохранения в вечности.
«Физика и химия фресок: как наука помогает сохранить церковную живопись»
Специалисты Новгородского музея-заповедника придумали особую схему разбора завалов церквей, чтобы извлечь фрагменты древних настенных росписей методом спектроскопии комбинационного рассеяния света. Физик Ирина Балахнина со своей командой научились с помощью лазера получать нужный фрагмент фрески и создали первую в России базу спектров пигментов.
«Город, которого нет: 3D-реконструкция Екатеринбурга»
Три столетия назад Екатеринбург строился как город суровой дисциплины и жёсткого распорядка, город и его жители были подчинены идее строгой функциональности. Команда Дмитрия Редина из Уральского федерального университета воссоздала внешний облик города и историю его повседневности.
Раздел «Языкознание» похож на лингвистический детектив: здесь можно прочитать соцсети древнерусских горожан, отыскать тюркских родственников и узнать, как «лягает кошка».
«Новостная лента средневековой Руси: зачем изучать берестяные грамоты и автографы на стенах храмов»
Исследовательская команда под руководством академика РАН Алексея Гиппиуса изучает средневековые берестяные грамоты и эпиграфические тексты – надписи на стенах храмов, произведениях декоративно-прикладного искусства, мемориальных камнях и бытовых предметах. Учёные создают, совершенствуют и пополняют базы данных, которые объединят все найденные надписи.
«Семейное древо тюркских языков: отыскать исчезающих родственников»
В алтайской семье живёт группа тюркских языков – вторая по численности носителей в России. Чтобы нарисовать наиболее полное генеалогическое древо и создать электронный диалектологический атлас тюркских языков, исследователи составили опросники и отправились в экспедиции по тюркоговорящим деревням России.
«Чалдоночка в чирочках. Создана самая большая цифровая база диалектной речи»
Филолог Светлана Земичева внесла в Томский диалектный корпус – базу данных сибирских говоров – слова, которые говорила её прабабушка. Сегодня это самый большой электронный архив диалектной речи в России, созданный для специалистов. А научно-популярный словарь «Чалдоночка в чирочках: как это по-русски» направлен на самую широкую аудиторию. Студенты, работающие над проектом, загрузили на сайт тексты, слова и аудиозаписи, придумали тесты и игры, чтобы в интерактивной форме познакомить всех с народным сибирским говором.
Раздел «Фольклористика»: здесь можно узнать, как добыча камня изменила народную культура Урала, чем песни жителей Поволжья отличаются от песен переселенцев и как тувинцам удалось сохранить свой фольклор.
«Культура в камне и металле: как менялась духовная жизнь населения Урала»
В то время как весь славянский земледельческий мир приносил на освящение в церковь первые колосья урожая, жители Урала могли приносить первые добытые самоцветы. Сдвиг от аграрных к промышленным способам производства сформировал человека с иными ценностями и мировоззрением.
Собрать эти тысячи кусочков мозаики со всего Урала и показать многогранность и сложность региональной культуры взялась большая команда специалистов из разных научных центров региона.
«Ускользающая мелодия: куда уходит фольклор народов Поволжья»
Со второй половины XIX века вплоть до 1980-х годов представители разных этносов Поволжья (мордва-эрзя, мордва-мокша, удмурты, чуваши и др.) по разным причинам переселялись на территорию Сибири. На новые земли они привезли свою богатую культуру: язык, традиции, обычаи, обряды, верования, сказки и песни. Павел Шахов из новосибирского Института филологии СО РАН вместе с коллегами работает над созданием электронного атласа, в котором объединяются мордовские, удмуртские и чувашские народные песни, записанные в Сибири и Поволжье.
«Другие песни: как тувинским сёлам удается сохранить свою идентичность»
В самом сердце Азии, на границе Тувы и Монголии, живут 8 тысяч человек. Сотрудники Института филологии СО РАН наблюдают за городской миграцией жителей Овюрского района и тщательно собирают их песенный фольклор, чтобы потом вернуть народу и тем самым сохранить богатый пласт культуры для потомков.
В разделе «Археология» можно узнать об открытии нового вида человека – денисовца, о древних людях Кавказа и о поисках невидимых погребений.
«Третий вид: как алтайская пещера открыла миру нового древнего человека»
Фалангу мизинца девочки-подростка исследователи из Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН нашли в пещерных отложениях. Результаты анализа показали, что обитатели Денисовой пещеры представляют собой отдельный подвид людей, который генетически отличается как от современного человека, так и от неандертальца. Откуда денисовцы появились в Сибири? Как развивалась их культура? В каких отношениях они находились с жившими на тех же территориях неандертальцами и кроманьонцами? Сегодня учёные пытаются разгадать эти загадки, чтобы восстановить историю развития человечества.
«Суздальское Ополье: в поисках невидимых погребений»
Средневековые могильники не так легко отыскать: курганные насыпи, некогда отмечавшие места захоронений, были полностью сглажены многовековой распашкой. Исследователи ведут поиск «невидимых» могильников Суздальского Ополья – погребальных памятников X–XII веков. И ищут баланс между необходимостью сохранения памятников и развитием современной жизни.
«Докопаться до истины: как вулканы и климат влияли на жизнь древних людей на Кавказе»
У подножия Эльбруса, в глубине грота Сарадж-Чуко, молодой археолог Екатерина Дороничева вместе со своей командой из АНО «Лаборатория доистории» нашла древнейшие доказательства пребывания неандертальцев на территории Кабардино-Балкарии.
С помощью специалистов из разных областей науки и различных методов исследования учёные выясняют, как климат влиял на жизнь людей и смену человеческих популяций.