Как дать достойное воспитание? Метод русских дворян

Дворяне творили историю, не боялись брать на себя ответственность и во главу угла ставили образование

А. Корзухин. Разлука.1872 г.

А. Корзухин. Разлука.1872 г.

По факту расцвет российского дворянства пришёлся на эпоху Александра I. Именно в это время аристократическое сословие окончательно оформилось. И русский дворянин представлял собой определённый тип личности, который был результатом воспитания. Поэтому и стиль жизни, и манера поведения, и внешний облик — всё соответствовало культурной традиции того времени. Стоит сказать, что термин «дворянское воспитание» - это не строгая и систематизированная педагогическая система. Его даже сложно назвать сводом правил. «Дворянское воспитание» - это именно культурная традиция, которая не подлежала сомнению.

Что же касается эпохи Александра I, то после победы над Наполеоном в Российской империи в моду вошло всё французское. Дворяне, причём не только в столице и крупных городах, но даже в глухой провинции знали французский язык, а в качестве гувернёра для своего ребёнка пытались нанять именно француза. Массовый спрос привёл к тому, что гувернёр получал в месяц по пятнадцать - двадцать рублей. Для сравнения условные англичане или швейцарцы на аналогичной должности могли рассчитывать лишь на пять - шесть рублей. На гувернёра возлагалась большая ответственность. Именно он, а не родители, обучал ребенка танцам, географии, французскому языку, фехтованию (для мальчиков) и некоторым другим предметам. Поскольку французская культура прочно осела в умах дворян и была на пике популярности, родители пытались воспитать из своих детей настоящих рыцарей, что называется, без страха и упрёка. Ребёнок рос в понимании и осознании определённых норм морали: совесть, незапятнанная репутация, храбрость и честность. Мальчик должен был соответствовать этим критериям по одной простой причине — он дворянин, представитель особого сословия. Максим Волконский — потомок знаменитого рода, эмигрировавшего из России, говорил на этот счёт, что только дворяне не боялись брать на себя ответственность за ситуацию в стране и этим они сильно отличались от всех остальных сословий.

Занятия музыкой с гувернёром

На сегодняшний день взаимоотношения между детьми и родителями в дворянских семьях могут показаться чрезмерно холодными и даже суровыми. Дело в том, что с самых ранних лет дети были оторваны от матери и отца. Да, они могли подойти, что называется «к ручке» несколько раз в день, но воспитанием занимались исключительно гувернёры. Такой подход тоже сильно отличал дворян от других сословий. Взаимоотношения были выстроены таким образом, что ребёнок должен был заслужить проявление любви и внимания. Интересно вот ещё что: дети прекрасно понимали, что их любят, просто так принято.

С самого раннего детства дворян учили держаться одинаково со всеми людьми, не обращая внимания на происхождение. Заносчивость и неучтивость считались недостойными чертами поведения дворянина. Кроме этого, все свои чувства они обязаны были выражать в корректной, сдержанной форме. Выставлять напоказ обиду, огорчение или досаду считалось признаком дурного тона. И дети росли, подстраивая свой характер под нормы. Поэтому даже мальчик не мог позволить себе проявить слабость и показать истинные эмоции.

Дворянская честь считалась (и являлась), пожалуй, самой главной сословной добродетелью, а заодно и основным законом, регламентирующим его поведение. И в восприятии аристократов «честь» не давала человеку каких-либо привилегий, а наоборот, она делала его более уязвимым по сравнению с другими. Поэтому служба государю воспринималась как некий священный долг. Но именно служба с сохранением чувства собственного достоинства, а не заискивающее прислуживание.

Важная роль отводилась храбрости и выносливости, которые базировались на ловкости и физической силе. Это было необходимо для того, чтобы человек мог держаться свободно и непринуждённо в светском обществе. Без хорошего навыка владения собственным телом это по мнению дворян было невозможно. Поэтому особую и очень важную роль в воспитании играли танцы. Причём обучали им с одинаковой дотошностью как мальчиков, так и девочек. А начинали детей приучать к ним уже с самого раннего возраста. Важно понимать, что танцы в те времена являлись не просто набором неких движений, а бал – не ночная дискотека. Бал являлся важным общественным действом, некой формой социальной организации аристократического сословия. К первому в жизни балу и парней, и девушек тщательно готовили. Особенно это относится к представительницам прекрасной половины человечества. К пятнадцати - шестнадцати годам, когда девушка уже была на выданье, она умела танцевать и знала, как себя вести в светском обществе.

Бал в XIX веке

Интересный факт: последний костюмированный бал состоялся в Российской империи в 1908 году. И на нём не было ни одной девушки на выданье. Так решил Николай II. Он подумал, что на балу будет слишком много людей и велика вероятность, что родители не углядят за своими дочерьми. В общем, Николай осознанно пошёл на нарушение традиций, чтобы перестраховаться.

Ещё одной основой воспитания являлись портреты. Даже в самой простой и бедной дворянской семье, проживавшей в глуши, в доме обязательно висели картины с изображениями предков. Мужчины на портретах всегда были в военной форме с многочисленными наградами. Дети росли и видели своих предков-героев, многое знали о них и, соответственно, хотели быть достойными преемниками. С раннего детства и мальчики, и девочки знали язык орденов. Поэтому они могли рассказать о той или иной награде на портрете без подсказки. Взять хотя бы Николая Степановича Гумилева. У него было четыре Георгиевских креста! И, конечно, Анна Ахматова почитала его и понимала, кем является её мужчина.

То же самое касалось и портретов с изображениями бабушек и прабабушек. Как и мальчишки, девочки понимали, что их предки - герои. А жертвенность, на которую шли женщины рода, вдохновляла и обязывала соответствовать. Если дедушки ковали честь фамилии на войне, бабушки держали на своих плечах семью в это время.

После Александра I

С приходом к власти Николая I в жизни дворян произошли сильные изменения. Самое главное – представители этого сословия начали резко беднеть, поскольку зародилась новая эпоха – эпоха чиновничества. Имения, по факту, уже не приносили привычный доход, крестьянство постепенно получило больше свобод. Поэтому дворянам, которым было тяжело подстроиться под изменившиеся условия, приходилось очень трудно. Многие из них жили, что называется, в долг. Они закладывали имения и свои земли, чем ещё сильнее усугубляли и без того плачевное положение. Когда ситуация доходила до точки кипения, дворяне шли либо на военную, либо на гражданскую службу. Только в этом случае они получали хоть какое-то финансовое подспорье.

Многие дворяне, которые не могли дать своим сыновьям достойное воспитание дома, отдавали их в кадетские корпуса и юнкерские училища. Это событие играло огромную роль в жизни мальчика, который с того момента переставал быть ребёнком и становился мужчиной. Надо сказать, что в корпусах и училищах оказывались и дети из вполне обеспеченных семей. Соответственно, во взрослую жизнь шагали разношёрстные по своему положению мальчишки. Но в учебных заведениях они все были равны, в независимости от достатка и знатности фамилии. Нищий дворянин из глухой провинции находился на одном уровне с богатым дворянином из столицы. И этот факт играл огромную роль. Мальчишек быстро связывало чувство настоящего искреннего братства. Дедовщина, конечно, присутствовала. Но не в той форме, в которой она может проявляться в наши дни. Старшие курсанты могли заставить младших выполнить за них какую-либо работу, но о физических мерах воздействия или унижениях речи не шло. Да и сама дедовщина воспринималась как традиция, от которой никуда не деться. Конечно, родителям было непросто расставаться со своими детьми, но так было нужно. Нужно для воспитания.

С. Егорнов. Портрет цесаревича Алексея Николаевича

Девочек ждал свой путь – Смольный институт. Надо сказать, что это учебное заведение, воспитавшее огромное количество женщин, являлось уникальным. В нём всё было просто, по-казарменному. Девочки жили в строгости, но и во взаимоуважении. Как и в случаях с кадетскими и юнкерскими учебными заведениями для мальчиков, в Смольном все ученицы, независимо от фамилии, были равны. Девушки учились шить, готовить, делать уборку. По мимо этого они изучали несколько иностранных языков, музицировали. Свидания с родителями были редкостью – один раз в квартал. Но малейшее нарушение и встреча отменялась. Также за провинность девочек лишали сладкого, давали им внеочередную работу и запрещали посещать Смольный бал. Бал проходил раз в две недели, когда в учебное заведение приезжали юнкеры. Эта была своего рода репетиция настоящих «взрослых» балов, на которых парни и девушки оттачивали танцевальные навыки.

Особое место в жизни дворянина вне зависимости от эпохи занимала дуэль. Она воспринималась как печальное, но само собой разумеющееся событие. Максим Волконский называл дуэль «злом любого русского дворянина». По словам Волконского, который занимался изучением мемуаров представителей привилегированного сословия, ни одна мать никогда не говорила своему сыну стараться избегать дуэлей. Взять хотя бы бабушку Михаила Юрьевича Лермонтова Елизавету Алексеевну Арсеньеву. Она прекрасно знала вспыльчивый нрав своего внука, но ни в одном из своих писем не просила его быть осторожным и, если понадобиться, отказаться от дуэли. А ведь она понимала, что это зло может стать для Михаила Юрьевича роковым. И не ошиблась. Дуэль с Мартыновым была для Лермонтова всего лишь четвёртой в его недолгой жизни. К слову, у того же Александра Сергеевича Пушкина их насчитывалось пятнадцать.

Начиная с Николая I французский язык, как и все французское, начинает постепенно терять свою силу. Сказалось и финансовое положение дворян, и изменившаяся мода. Окончательно французский язык потерял свою статусность во время правления Александра III. Если во время прихода Николая I к власти в Российской империи насчитывалось восемнадцать журналов на французском языке, то при Николае II их осталось всего четыре. Поначалу мода на иностранный язык ушла в провинциях (там просто уже не осталось денег на французских гувернёров), затем уже в Москве и Санкт-Петербурге. В обиход вошли английский и немецкий языки. На них говорили в кадетских корпусах и юнкерских школах. Хорошо этот момент в жизни страны иллюстрирует фильм «Гардемарины, вперёд!». Какие-либо записи, например, мемуары, ведутся на русском зыке. Между собой дворяне также стараются общаться на родном языке. И в 1913 году на торжествах, посвящённых трёхсотлетию дома Романовых, все говорили только на русском.

Празднование трехсотлетия царствования дома Романовых

Отдельно нужно сказать о православной вере в жизни дворян. Для детей церковь являлась мерилом всей жизни и никогда не была наказанием. Она воспринималась как праздник, как что-то светлое и родное. Так что причин для неприязни просто не было. В плане религии Российская империя сильно отличалась от европейских стран, поскольку там церковь использовали как наказание. Никаких сомнений в вере у дворян не было. Она являлась неотъемлемой частью жизни.

* * *

Что для настоящего дворянина, воспитанного по всем правилам, означали такие понятия как «честь» и «достоинство», иллюстрирует судьба Георгия Михайловича Осоргина. Он родился в 1893 году в семье Тульского губернатора Михаила Михайловича Осоргина. Матерью Григория являлась Елизавета Николаевна, происходившая из дворянского рода Трубецких.

После окончания Пажеского корпуса Георгий Михайлович служил в лейб-гвардии Конно-гренадёрского полка. Принял участие в Первой мировой войне, удостоился ордена святого Георгия. Естественно, Осоргин в штыки принял смену власти в стране. И в 1918 году он оказался среди участников провалившейся попытки освобождения царской семьи из ссылки на Урале. За это его арестовали и приговорили к расстрелу. Но тогда Георгий Михайлович избежал смерти. Правда, вскоре он опять оказался за решёткой. Освободившись в 1923 году, Осоргин женился на дворянке Александре Михайловне Голицыной. Но семейная жизнь оказалась недолгой. Георгия Михайловича опять арестовали и приговорили к расстрелу за монархические убеждения. Правда, смертную казнь заменили на десятилетнее заключение в концлагере. Из-за конфликта с начальником тюрьмы Осоргина вскоре отправили в Соловецкий лагерь особого назначения.

Осоргин был человеком с тяжёлым характером. Истинный дворянин, он во главу угла ставил достоинство и справедливость, поэтому в лагере у него проблем хватало. В конце концов, его в очередной раз приговорили к расстрелу. И буквально за день до казни к нему приехала жена. Начальник лагеря отпустил его на свидание в город (на двадцать часов) под честное офицерское слово, что он не попытается сбежать и не расскажет жене о скорой смерти. Георгий Михайлович выполнил условие. С женой он вёл себя естественно, легко и непринуждённо. А когда время свидания истекло, Осоргин вернулся в лагерь. И на следующий день его расстреляли. Голицына, которая эмигрировала в Англию, вспоминала, что муж ничем не выдал своей страшной тайны. Да, Осоргин мог сбежать, но он дал слово офицера. И оно было важней всего. Человек, воспитанный по всем правилам и традициям аристократического сословия, не мог переступить через себя.

Георгий Михайлович Осоргин

* * *

Текст составлен по лекции наследника княжеского рода Волконских, искусствоведа и коллекционера Максима Волконского, прочитанной в клубе «В поисках смысла».

 

Читайте также