В Центре Вознесенского открылся проект «Музей духовного авангарда. Религиозные поиски творческой интеллигенции в СССР 1930-х – 50-х гг.», который предлагает пофантазировать и представить, какой могла бы быть советская христианская культура, если бы в СССР не было периода церковных гонений.
По сути, выставка реконструирует modus vivendi знаковых фигур, действовавших внутри советской культуры 1930-1950-х, и осознавших свою роль в искусстве как христианскую миссию.
В частности, экспозиция разделена на три тематические зоны: пространство книги, пространство образа и пространство музыки. Каждая зона сформирована вокруг одного или нескольких героев, предъявивших свой взгляд на новозаветное основание и миссию искусства. За пространство книги отвечают: литературовед, священник и археолог Сергей Дурылин, художник книги Владимир Фаворский и поэт Борис Пастернак. Пространство образа представляет галерею работ художника-визионера Евгения Спасского. Пространство музыки – аудиоинсталляция, посвященная творчеству пианистки и педагога Марии Юдиной.
К открытию выставки будут изданы две книги.
Во-первых, это «Три лекции о романтизме» Марии Юдиной – прославленной пианистки своего времени как в СССР, так и во всем мире. Именно Юдина открыла соотечественникам музыку Пауля Хиндемита, Артюра Онеггера, Оливье Мессиана, Игоря Стравинского. В 1960 году была уволена из Гнесинского института из-за своих православных убеждений и за симпатии к современной западной музыке. Последние годы жизни, с трудом находя для себя возможности к преподаванию, Мария Вениаминовна занимается разработкой курса лекций, посвящённых искусству романтизма. Лекции были ею прочитаны в 1966 году в Московской консерватории.
Во-вторых, это «Апокалипсис и Россия (Памяти Иосифа Фуделя)» Сергея Дурылина, секретаря религиозно-философского общества им. Вл. Соловьева, в который входили в разное время ключевые акторы интеллектуальной жизни России, такие как В. Иванов, А. Белый, Н. Бердяев, С. Булгаков, о. П. Флоренский, С. Франк, Л. Шестов и др. «Апокалипсис и Россия» оказался последним прочитанным докладом в кружке, который вскоре прекратил свое существование.
Куда пойти: Центр Вознесенского
Адрес: Москва, Большая Ордынка, д. 46, стр. 3
Возрастное ограничение: 0+
* * *
В ЦВЗ «Манеж» открывается VI Международный интерактивный фестиваль современного искусства ARTLIFE FEST «Касание души», на котором будет представлено более 200 картин от 43 художников из 16 стран мира. Это самый посещаемый художественный фестиваль России: за неделю до его начала бесплатную предварительную регистрацию прошли более 40 тысяч посетителей.
Специально к мероприятию аргентинский автор Франциско Диаз Скотто создаст на площадке шестиметровый мурал, часть картин будет дополнена AR-эффектами, а также появится диджитал-пространство, созданное совместно с художником Александром SubSensus.
Куда пойти: ЦВЗ «Манеж»
Адрес: Москва, ул. Моховая, 18.
Возрастное ограничение: 12+
* * *
С 11 по 16 ноября в Концертном зале "Зарядье» откроется уже Пятый Московский фестиваль «Зарядье». Открывает его Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерий Гергиева. Программы пока не объявлены, но какие бы произведения ни выбрал Гергиев, пять дней меломанского счастья москвичам гарантированы – ожидается, что юбилейный фестиваль будет так же грандиозен, масштабен и презентабелен, как и все предыдущие; а с 2019 года на площадке «Зарядья» выступили все главные отечественные исполнители и многообещающие молодые таланты.
Куда пойти: парк Зарядье
Возрастное ограничение: 0+
* * *
В ДК «ГЭС-2» открылась перформативная инсталляция «52 Гц», название которой отсылает к сюжету о самом одиноком в мире ките, который не может найти сородичей, откликающихся на ту же частоту. 25-метровый скелет кита – одновременно и художественный объект в публичном пространстве Проспекта, и декорация спектакля для одного зрителя.
Режиссер Антон Морозов называет проект исследованием осознанного личного одиночества, а драматург Полина Коротыч определяет его через слово «мерцание»: «Мерцание как момент максимальной хрупкости, прозрачности и уязвимости и как ответ на большую печаль».
Перформативная инсталляция создана специально для Проспекта Дома культуры. Внутри инсталляции – огромного скелета кита – разворачивается действие перформанса. Постановка рассчитана на одного зрителя: погружаясь в атмосферу уединения, он переносится в обычную московскую однушку. В ней живет девушка Аня, которая много думает о мировом океане, месяцами не выходит из дома и представляет, что она и есть тот самый одинокий кит.
Куда пойти: дом культуры «ГЭС-2»
Адрес: Москва, Болотная набережная, 15
Возрастное ограничение: 16+
* * *
Также Дом культуры «ГЭС-2» открывает «Настройки-3. Общество частных музыкальных представлений». В галереях на первом этаже ДК представлены семь павильонов, каждый из которых рассказывает собственную историю с помощью музыки и произведений из музейных коллекций.
В основе проекта лежат семь знаковых сочинений композиторов: от песнопений Хильдегарды Бингенской XII века до симфонии Дмитрия Шостаковича. В павильонах звук вступает в диалог с произведениями художников, которые не часто экспонируются вместе: от работ Михаила Врубеля до картин Фрэнсиса Бэкона и Франсиско Инфанте-Араны.
Название проекта проводит историческую параллель с Обществом частных музыкальных представлений, которое в 1918 году организовал в Вене композитор Арнольд Шёнберг. Как и концерты в камерных залах Шёнберга, музыкальные композиции в «Настройках-3» объединены ощущением разрыва с предыдущим художественным опытом и наступления нового времени.
Куда пойти: ГЭС-2
Адрес: Москва, Болотная набережная, 15
Возрастное ограничение: 12+
* * *
Галерея Ruarts представляет четвертую персональную выставку фотографа Александра Егорова «Лучи солнца в листве айвового дерева».
Александр зарекомендовал себя как талантливый экспериментатор в цифровой фотографии, но в новых работах он вернулся к азам фотопечати. Для создания своих фотограмм Егоров использовал метод прямого взаимодействия – то есть, без использования негатива, когда фотохудожник словно рисует на фотобумаге потоком света из фотоувеличителя. В прежние аналоговые времена этот способ фотопечати изучали первокурсники факультета журналистики на кафедре фотодела, но сейчас создание фотограмм воспринимается уже как технологии забытых цивилизаций.
Куда пойти: Галерея Ruarts
Адрес: Москва, 1-й Зачатьевский пер., 10
Возрастное ограничение: 0+
* * *
В Театре Луны – премьера, музыкальный спектакль «Человек-амфибия». Режиссёр Глеб Черепанов создал не просто постановку по знаменитой книге Беляева. Постановочная группа спектакля создала красочный проект, включающий в себя оригинальное художественное, пластическое и звуковое оформление. Специально для спектакля поэт Юлий Ким и композитор Андрей Семёнов создали несколько новых песен, которые на сцене будет исполнять симфонический оркестр из 37 музыкантов.
Ближайший показ: 9 ноября
Куда пойти: Театр Луны
Адрес: ул. Малая Ордынка, 31, стр. 1, Москва
Возрастное ограничение: 12+
* * *
9 ноября в Государственном Кремлевском Дворце - единственный концерт джаз-оркестра «Мелодия» Георгия Гараняна с программой «Весь этот джаз… в СССР!».
Программа интригует уже своим названием, вернее, многоточием, намекающим на парадокс. Был ли джаз в СССР - вопрос действительно спорный: с одной стороны оркестр Леонида Утёсова вполне официально назывался джазовым, а с другой, как тогда говорилось, «от саксофона до ножа один шаг». Среди тех, кто отстаивал жанр, был выдающийся музыкант и композитор Георгий Гаранян: его ансамбль «Мелодия» обрел поистине всесоюзную популярность. Сегодня дело Георгия Арамовича продолжает джаз-оркестр «Мелодия» под руководством Сергея Богданова. Именно этот коллектив как никто другой расскажет про «Весь этот джаз… в СССР!» А ещё каждый зритель получит в подарок бокал шампанского – в честь 50-ти лет с момента основания первого ансамбля «Мелодия».
Куда пойти: Государственный Кремлевский Дворец
Адрес: Москва, ул. Воздвиженка, 1.
Возрастное ограничение: 0+
* * *
На ВДНХ открылась международная выставка-форум «Россия», которая представляет важнейшие достижения 89 регионов России на одной площадке. На полгода территория ВВЦ станет масштабной проекцией нашей страны. Выставка познакомит с современными технологическими разработками и научными открытиями.
Например, 15 ноября пройдет День Забайкальского округа, во время которого можно будет освоить азы работы с металлом, побывать на уроках по бурятской традиционной живописи и письменности, увидеть Агинский дацан и купеческий Бутинский дворец, сфотографироваться в образе Чингисхана или буддийского монаха и многое другое. На некоторые мероприятия нужна будет регистрация.
Куда пойти: ВДНХ, Москва
Возрастное ограничение: 12+
* * *
Сразу на нескольких онлайн-платформах стартует сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» культового режиссёра Жоры Крыжовникова – своего рода наш ответ «Бандам Нью-Йорка» на позднеперестроечном материале. И одновременно – жесткий ответ всем либералам, любящим романтизировать «святые 90-е».
Итак, на экране 1987 год, неназванный советский город-миллионник. Все смотрят «Ассу», слушают «Ласковый май» и «Кино», Два главных героя – два восьмиклассника: отличник Андрей и двоечник-хулиган Марат – по воле училки английского сходятся в своего рода дружбе с элементами садомазохизма. По воле училки, Андрей должен подтянуть Марата, но вместо этого Марат приучает «ботана» к мату, сигаретам и дракам, причём, тот не просто не против унижений и побоев, а готов на всё, лишь бы примкнуть к местной группировке «УКК», чтобы получить хоть какую-то защиту от поборов другого школьного хулигана Искандера.
В основе сюжета – документальное исследование «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» Роберта Гараева, который собрал материал о примерно ста уличных группировках Казани, получившей в конце 80-х славу криминальной столицы СССР.
Возрастное ограничение: 16+
* * *
В прокат выходит драма Джесси Джонсона «Будика: Королева воинов» – псевдоисторический блокбастер с Ольгой Куриленко в роли легендарной королевы кельтского племени иценов, обитавших когда-то возле Лондона, которая в 61 году н. э. возглавила восстание кельтских племен Британии против римлян.
Непонятно, зачем Джесси Джонсону потребовалось коверкать имя главной героини – её настоящее имя Боудикка, и это реальный исторический персонаж, которой в Лондоне – недалеко от здания парламента – даже установлен памятник, как символу несгибаемого островного духа.
О жизни реальной Боудикки оставил рассказ римский историк Тацит: «Царь иценов Прасутаг, славившийся огромным богатством, назначил в завещании своими наследниками Цезаря и двух дочерей, рассчитывая, что эта угодливость оградит его царство и достояние от насилий. Но вышло наоборот, и царство стали грабить центурионы, а достояние – рабы прокуратора, как если бы и то и другое было захвачено силой оружия. Прежде всего была высечена плетьми жена Прасутага Боудикка и обесчещены дочери; далее, у всех видных иценов отнимается унаследованное от предков имущество (словно вся эта область была подарена римлянам), а с родственниками царя начинают обращаться как с рабами. Возмущенные этими оскорблениями и страшась еще худших, поскольку их земля стала частью провинции, ицены хватаются за оружие и привлекают к восстанию тринобантов, а также всех тех, кто, еще не сломленный порабощением, поклялся на тайных собраниях отвоевать утраченную свободу…»
Восставшие бритты захватили римскую крепость Камулодун, затем истребили девятый легион. Тогдашний наместник решился дать сражение кельтам.
«Боудикка, поместив на колеснице впереди себя дочерей, когда приближалась к тому или иному племени, восклицала, что британцы привыкли воевать под предводительством женщин, но теперь, рожденная от столь прославленных предков, она мстит не за потерянные царство и богатства, но как простая женщина за отнятую свободу, за свое избитое плетьми тело, за поруганное целомудрие дочерей», – писал Тацит.
Но удача в тот день была на стороне римлян: «Наши воины истребляли противника, не щадя и женщин; к грудам человеческих тел добавлялись и трупы пронзенных дротиками и копьями лошадей. Одержанная в тот день победа не уступает в блеске и славе знаменитым победам древности. Ведь было истреблено, как утверждают некоторые, немногим менее восьмидесяти тысяч британцев, тогда как мы потеряли лишь около четырехсот убитыми и не намного более ранеными. Боудикка лишила себя жизни ядом…»
Все остальное является уже исторической «реконструкцией», которая остаётся на совести киношников.
Возрастное ограничение: 12+