Российская академия художеств представляет тематическую выставку «Ленинград-Петербург. Живопись. Диалог эпох», организованную Союзом художников России и Гильдией живописцев Санкт-Петербурга.
Экспозиция продемонстрирует произведения крупнейших ленинградских и петербургских мастеров искусства. Авторы концепции стремятся показать сходства и различия ленинградской и петербургской школы живописи. По мнению кураторов выставки, их непрерывная внутренняя связь проявляется в гуманистическом мироощущении, свойственном реалистическому искусству, развивающемуся и в наше время, несмотря на особенности современного бытия. Творчество художников этих эпох ориентировано на человека, оно продолжает духовные и нравственные традиции русской художественной культуры.
Куда пойти: Галерея искусств Зураба Церетели
Адрес: Москва, ул. Пречистенка, 19
Возрастное ограничение: 0+
* * *
Выставка, посвящённая 555-летию начала путешествия тверского купца Афанасия Никитина, – опыт музейного прочтения бессмертного литературного произведения «Хожения за три моря».
На основе экспонатов Государственного музея Востока, а также ряда других столичных и региональных музеев (Тверь, Астрахань), будут созданы иллюстрации к тексту одного из величайших памятников древнерусской литературы и показаны религия, обычаи и нравы, материальная культура и экономика тех стран, которые посетил Никитин между 1468 и 1474 годами: Золотая Орда, Дагестан, Азербайджан, Иран, Индия, арабские страны, восточноафриканский берег, Османская империя.
В основе экспозиции археологические предметы, русские, иранские и индийские рукописи и миниатюры 15-16 веков, предметы быта и этнографии народов и стран, которые посетил и описал Никитин. Общее количество предметов – более ста.
Куда пойти: Государственный музей искусства народов Востока
Адрес: Москва, Никитский б-р., д. 12А
Возрастное ограничение: 12+
* * *
Галерея Классической Фотографии представляет коллекцию авторских работ патриарха американской пейзажной фотографии Клайда Батчера. Его чёрно-белые фотографии – исследование личных взаимоотношений с окружающей природой.
Дело в том, что художественное фотографирование требует от фотографа длительной подготовки кадра. При работе с пейзажами, когда нельзя управлять условиями съемки, на создание одного снимка может уйти несколько дней. Чаще всего Батчер снимал к западу от Скалистых гор и на северо-западе Тихого океана. Но случалось ему выбираться и в знойные пустыни.
– Однажды я провёл там неделю, дожидаясь правильного света. Была сплошная облачность, через которую временами прорывалось солнце. Невозможно сфотографировать песчаные дюны без каких-либо теней, что придавали бы объём их формам. Поэтому я дожидался, когда же свет ударит в дюны, – рассказывает Клайд Батчер в одном из своих интервью.
В основном работы мастера – это чёрно-белые пейзажи сверхкрупного формата. Размеры авторских отпечатков составляют 2x3 метра. Камера большого формата позволяет фотографу отражать сложные детали и структуры, которыми отличаются запутанные пейзажи.
– Дикая природа является для меня духовной потребностью, рассказывает Клайд Батчер. – Когда мой сын погиб в автокатастрофе, чтобы найти покой и равновесие, я сбежал в места дикой природы. Таинственная магия и сила природы в том, что близость к ней помогает восстанавливать и лечить душу.
Куда пойти: Галерея классической фотографии
Адрес: Москва, Саввинская наб., 23, стр. 1
Возрастное ограничение: 0+
* * *
В AZ Art – экспериментальном пространстве Музея АЗ – открывается вторая выставка из цикла «Системы мимикрии».
Как утверждают кураторы выставки, биологический термин «мимикрия» в названии проекта – это поэтическая метафора, в которой заложен комплекс ритуалов, практик и способов художественного мышления, появляющихся в ответ на турбулентность, опасность и перестройку внешней среды. Поэтому одна из стен пространства будет превращена архитектором проекта Михаилом Масловым в хранилище с различными фрагментами скульптур-тел. Центральной станет инсталляция Петра Белого «Caput Mortuum», состоящая из бетонных объектов, похожих на обломки античных статуй, и большой стеллаж, напоминающий то ли реликварий, то ли открытое хранение скульптуры, то ли склад вещдоков. Среди других объектов – скульптуры Вадима Сидура, Игоря Шелковского, Гриши Брускина, Андрея Кузькина, Петра Дьякова и Владимира Козина.
Куда пойти: Пространство AZ Art
Адрес: Москва, Маросейка, 11/4, стр. 1
Возрастное ограничение: 6+
* * *
Выставка «Магия тату: история искусства татуировки на страницах книг и журналов» приглашает посетителей в захватывающее путешествие в мир изучения татуировок.
Экспозиция делится на 6 разделов. В первом разделе «Неповерхностное изучение» представлены работы по истории и методологии. «Техника нелегких касаний» знакомит с изучением процессов нанесения рисунков на кожном покрове. «Послания из глубины веков» – здесь представлены работы о татуировках Древнего мира. «РасКОЛОТЫЕ континенты» – рассказывает о национальных особенностях нательной живописи.
Куда пойти: Центр социально-политической истории
Адрес: Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4
Возрастное ограничение: 12+
* * *
Кинопроизводство в России появилось практически сразу после изобретения кинематографа – в 1896 году. Самыми известными в Москве были два ателье – Александра Ханжонкова и Иосифа Ермольева, которые Декретом Совнаркома были переданы в ведение Центрального государственного фотокинопредприятия «Госкино» в качестве соответственно Первой и Третьей кинофабрик. Их объединение стало в дальнейшем Киностудией «Мосфильм». На выставке «От киноателье до киноконцерна» представлены документы по истории дореволюционного кинопроизводства, развитию киноиндустрии с 1920-х годов и до начала XXI века.
Отдельные разделы посвящены людям, работавшим на Мосфильме в разные годы – режиссерам и актерам, а также наиболее известным кинолентам, созданным этой киностудией.
Куда пойти: Государственная публичная историческая библиотека России
Адрес: Москва, Старосадский пер., д. 9
Возрастное ограничение: 12+
* * *
В Русском музее открылась грандиозная выставка произведений Василия Ивановича Сурикова, приуроченная к 175-летию со дня рождения живописца.
В составе выставки свыше 120 живописных и графических произведений В.И. Сурикова из собраний музеев Санкт-Петербурга, Москвы и Красноярска. Впервые после сложной реставрации на выставке представлены знаменитые монументальные полотна «Покорение Сибири Ермаком» и «Степан Разин» из коллекции Русского музея, что дает возможность увидеть эти работы в том состоянии, какими их создал художник.
Отдельный раздел выставки посвящён выдающимся полотнам, исполненным на сюжеты из Библии и истории церкви. Особое внимание заслуживают полотна художника «Милосердный самаритянин» и «Благовещение», привезенные из Красноярска – родины художника, – а также картина «Исцеление слепорожденного» из коллекции Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии.
Куда пойти: Русский музей
Адрес: Санкт-Петербург, наб. Канала Грибоедова, д. 2
Возрастное ограничение: 6+
* * *
В Строгановском дворце проходит выставка «Военные парады. Фарфор, акварели». Проект посвящён столетней традиции изготовления Императорским фарфоровым заводом кабинетных «военных» тарелок с изображениями униформ императорской армии. Традиция началась в 1810-е годы, при императоре Александре I, и продолжалась до 1910-х. Особенное внимание «военным» тарелкам уделял император Николай I, обожавший парады и военную форму, и продолживший дело отца Александр II.
Перед зрителями развернется не только фарфоровый, но и графический «парад»: помимо тарелок, будут показаны рисунки и литографии, служившие источниками или непосредственно эскизами росписей. В Русском музее сохранились полные комплекты акварельных эскизов к двум сериям «военных» тарелок – «сиреневой» и второй «золотой». Дополнят выставку живописные изображения столичных военных смотров и скульптурные портреты императоров в военной униформе.
Куда пойти: Строгановский дворец
Адрес: Санкт-Петербург, Невский п-т., д. 17
Возрастное ограничение: 12+
* * *
15 декабря в клубе «16 Тонн» выступит легенда русского рока — Евгений Маргулис.
Выступление состоится за 10 дней до 68-летия заслуженного артиста России. Обычно на своих концертах Евгений Маргулис исполняет всё лучшее и любимое из репертуара групп «Машина времени», «Воскресение», «Шанхай», а также композиции из своего сольного творчества. На этот раз блюзмен обещает представить новые песни – «Москва», «Наташа мама Маши» и «Разные персоны».
Куда пойти: «16 Тонн»
Адрес: Москва, ул. Пресненский Вал, 6, стр. 1
Возрастное ограничение: 12+
* * *
В российский прокат вышел китайский блокбастер «Лунный человек» – про приключения на Луне китайского тайконавта и кенгуру, который уже успел собрать в мире почти полмиллиарда долларов.
Итак, в 2033 году на Луне был построен комплекс «Лунный страж объединенных наций», призванный защитить Землю от потока астероидов. Проект получился неудачным и метеориты всё равно падают на Землю. Тайконавтов срочно эвакуируют на Землю, но в суматохе на станции забывают техника Юэ Дугу. С Луны он наблюдает, как на Земле происходит взрыв из-за попавшего в неё астероида и приходит к выводу, что человечество погибло. К счастью, на базе имеется многолетний запас продуктов на 300 человек, так что незадачливому тайконавту можно не голодать до конца жизни.
Но Дугу не знает, что остатки цивилизации на уцелевшем оборудовании без возможности обратной связи наблюдают за ним в прямом эфире. Кроме того, на лунной базе обнаруживается большой рыжий кенгуру с кличкой Кинг-Конг – животное очень сильное и дурное на голову, которое корчит рожи и поигрывает нарисованными на компьютере бицепсами.
Действие развивается добрых два часа, и все это время не покидает ощущение вторичности на грани пародии. Фильм одновременно напоминает и «Марсианина» с «Прометеем» Ридли Скотта, и «Армагеддон» Майкла Бэя, и «Гравитацию» Альфонсо Куарона, и фильмы про приключения медведя Паддингтона – впрочем, к этому дайджесту можно добавить ещё десяток-другой голливудских картин. Похоже, что китайские мастера культуры научились не только тщательно копировать голливудские образцы, но и позволять себе подшучивать над оригиналами.
Возрастное ограничение: 12+
* * *
В российский прокат выходит «Королевство зверей» в жанре «body horror», придуманного Дэвидом Кроненбергом в 1980-е. По сюжету в ближайшем будущем таинственная болезнь превращает пораженных ей людей в зверей.
Понятно, что звериная трансформация это только метафора, художественный прием, показывающий глаза родителей, наблюдающих за тем, как их ребенок вырастает из своего тела и превращается в нечто непонятное.
И, конечно, большинство сказок про оборотней и чудовищ приводят к печальному выводу, что настоящие звери – это люди.
Возрастное ограничение: 12+