Недаром фильмы о Гарри Поттере стали традиционным новогодним досугом. Эти истории помогают нам, «маглам», жить, верить в добро и искать свет даже в тёмном настоящем.
Британский исследователь поттерианы Джон Грейнджер пытался разобраться, как история о юном волшебнике превратилась из фэнтези для подростков в духовную литературу, где автор через яркие образы и загадочные символы пытается донести до читателей важные смыслы, в том числе христианские.
Результаты этого исследования легли в основу книги «Как Гарри заколдовал мир», которая недавно была переведена на русский язык. На презентации издания в культурном центре «Покровские ворота» встретились видные «поттероведы»: Елизавета Касилова (кандидат филологических наук, ВШЭ, специалист по произведениям Дж. Роулинг) и Мария Штейнман (профессор ВШЭ, исследовательница жанра фэнтези). Они размышляли о том, почему же сегодня можно и нужно читать «Гарри Поттера».
Сам Джон Грейнджер, начиная свой труд, изначально обращался к христианам, которые восприняли книгу в штыки: ведь она о колдунах, заклинаниях, полётах на метле и прочей магии. Грейнджер пишет, какими недобрыми глазами он сам начинал читать поттериану, «желая выискать там дьявольские ходы адептов Сатаны». А когда за ночь прочитал первую книгу, то понял, что перед ним сильное многослойное произведение, которое работает с христианскими аллюзиями и вписано в классические принципы английской литературной традиции.
– В «Гарри Поттере» герои взрослеют вместе с читателем. Первая и вторая книга – милейшее детское чтение. Начиная с «Ордена Феникса» – переходный возраст. Пятая книга – момент взросления, бунта, проблем героя и читателя с самим собой и с реальностью. А седьмая часть – это книга для взрослых: здесь Роулинг достигает высот как автор христианской притчи, – считает Мария Штейнман.
Роулинг пишет сразу для всех: для взрослых, для детей, которые взрослели вместе с её героем, и для тех, кто читает на вырост, это большой дар, очень тонкая вещь.
С каждым томом мы постепенно наблюдаем, как мир перестаёт быть детским: в первых трёх книгах за Гарри всегда стоит Дамблдор – канонический мудрец, который наставляет главного героя и помогает ему совершить его подвиг. Уже в четвёртой части главный герой оказывается в ситуации, когда никакой мудрец ему не поможет.
– Гибель Седрика – это граница, где детский мир, разделённый на белое и чёрное, резко становится миром подростковым, в нём появляются другие краски, и становится понятно, что взрослые, какими бы умными они ни были, не всесильны, – говорит Елизавета Касилова. – Роулинг показывает, как смерть влияет на людей – например, в четвёртой части, когда погиб Седрик Диггори и обнаруживается, что мир не останавливается, жизнь продолжается, даже когда гибнет такой хороший светлый человек. Героя и антагониста отличает прежде всего отношение к смерти. Гарри понимает, что есть вещи, которые гораздо страшнее, чем смерть, а Волан-де-Морт зациклен на идее всевластия и прежде всего власти над смертью. И это и делает его максимально уязвимым.
Автор тщательно подготавливает читателя к смерти и перерождению героя. В финале каждой части во время поединка с антагонистом Гарри переживает состояние, близкое к смерти. В каждой книге есть образы, которые отвечают за смерть тела и за смерть души: дементоры, крестражи, дары смерти.
«В детских книгах обычно не говорят так много о потерях и не вводят так много образов, связанных со смертью. И тем эта книга ценна: поттериана учит переживать опыт смерти, в том числе – своей собственной».
Переживая вместе с героями потери, мы понимаем, насколько хрупок этот мир.
Это и объясняет тот факт, почему «Гарри Поттер» стал таким популярным, считает Мария Штейнман. Современное общество гиперопекает детей, боится их напугать, расстроить, избегает говорить о чём-то серьёзном. Одним словом, создаёт стеклянный шарик вокруг ребёнка. Но что произойдёт, когда он пойдёт трещинами и расколется? По мнению исследователя, Роулинг взяла на себя функцию, от которой отказалось остальное общество, «с его обязательными хэппи эндами, с ощущением, что хороший герой никогда не умрёт, а в крайнем случае придёт большой дядя и всех спасёт, – всё это обесценивает духовные поиски и усилия. Это даёт сладкую и абсолютно ложную картину. Роулинг это меняет».
В поттериане поднимаются и другие совсем не детские и не волшебные, а вполне жизненные темы: разделение на магов и маглов, чистота рождения, политические интриги, постправда как способ манипулирования обществом.
Роулинг очень чётко поймала вызовы и сложности из реальности, она прививает привычку думать самим.
Перед всеми героями поттерианы стоят буквально христианские проблемы выбора: не быть как все, не потерять себя, преодолеть искушение силой. Гарри подталкивают: убей. Его часто обвиняют в слабости, как Христа. Но мракоборцы никогда не применяют смертельные заклятия, даже если сами находятся на волосок от гибели. И тем самым побеждают смерть.
Можно сказать, что «Гарри Поттер» – это роман об ошибках и последствиях. По мнению Елизаветы Касиловой, Роулинг пытается показать, что у любой ошибки длинные последствия: это в сказках можно полить всё живой водичкой – и заживёт, а в жизни это не так.
– Есть мнение, что главный герой книги – Северус Снейп – персонаж, с которым произошла настоящая трансформация, – рассказывает исследователь. – Его главное решение – переход на сторону Добра, что не дало ему в итоге ничего: в ордене Феникса его не очень любят, у него нет армии сторонников. Снейп умирает от рук Зла, которому он однажды доверился, и расплачивается за эту ошибку всю жизнь. Его страшная смерть – финальная точка этой ошибки.
Чем взрослее становится читатель, тем роман всё более приближается к реальному миру, где нет однозначно плохих или хороших персонажей.
– Чем ближе автор подходит к психологическому роману, в который превращается поттериана в последних книгах, тем глубже раскрывается природа зла, тем сложнее становится антагонист героя. Например, откуда у Волан-де-Морта жажда власти, что может стоять за ней? Перед нами мальчик, который страдает от брошенности, а ненависть к грязнокровкам – это ненависть к себе, к собственным родителям.
У Волан-де-Морта есть серьёзная травма: он не знает, что такое любовь, продолжает эту мысль Мария Штейнман.
– Для него любовь – это предательство. Если смерть матери Гарри – это самопожертвование ради спасения сына и сила для Гаррри, то смерть матери Тома Реддла – это боль, травма и пустота в душе. Будущий Волан-де-Морт воспринимает смерть матери как предательство себя. В его душе любовь – это смерть.
В саге про «Гарри Поттера» есть всего две цитаты из Библии. Одна из них из Евангелия от Матфея: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Здесь скрыт основной конфликт, разница между Гарри Поттером и Волан-де-Мортом. Для Гарри сокровище – это любовь. Для Волан-де-Морта – жажда власти над смертью.
Вторая цитата – «Последний же враг истребится – смерть».
Увидев эти слова, которые пожиратели смерти сделали своим лозунгом, на могиле своих родителей, Гарри застывает в потрясении. Но Гермиона объясняет, что смысл их абсолютно обратный: когда Христос приходит в этот мир, очищает его своей жертвенной смертью, он побеждает саму смерть – она истреблена.
– То есть смерть – это не то, чего следует бояться как самого страшного врага. И это надежда для Гарри, который идёт на битву с Волан де Мортом, – объясняет Елизавета Касилова.
В финальной битве Гарри не сражается, он обращается с речью к Волан-де-Морту: «Это твой последний шанс, я видел, чем стала твоя душа. Это ужасно». Гарри находит силы обратиться к сопернику, который лишил его детства, убил родителей и огромное количество дорогих ему людей: «Раскайся!». С ним происходит духовная трансформация.
Герой отказывается от противоборства, погибает и воскресает. Это, по сути, символ веры..
– В какой-то момент в книге возникает разговор о том, что собрать обратно расщеплённую душу можно только через осознание того, что ты совершил, – объясняет Мария Штейнман. – Гарри говорит Волан-де-Морту: «Раскайся!». Он предлагает ему испытать сожаление и собрать свою душу воедино. Испытать жуткую боль, но спасти душу.