– Но почему?! Мы просто обсуждаем картины...
– Знаю я, чем вы занимаетесь! Вы тут экскурсию устроили! Выйдите отсюда или я охрану позову!..
Раньше изгнанием людей из зала за «нелегальные» экскурсии занимались только в художественных музеях Москвы, но сейчас подобные конфликты могут начаться по всей стране: в Госдуме обсуждается законопроект с длинным названием «О внесении изменений в законодательные акты РФ в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов, гидов переводчиков и инструкторов-проводников».
Надо сказать, что появление этого документа закономерно, ведь в условиях свободной конкуренции экскурсии из занятия туристов превратились в способ активного досуга для всех. Это и познавательный семейный отдых, и тимбилдинг, и способ отметить праздник. На рынке появились экскурсии на любой вкус: по крышам, под землей, по заброшенным храмам, с дополненной реальностью, с учёными, искусствоведами, в любую точку мира, а о разнообразии тем и говорить не приходится. И, разумеется, тут же нашлись желающие переделить этот «пирог» в свою пользу.
О новых «правилах игры» для экскурсоводов «Столу» рассказал один из авторов законопроекта – Александр Осипов, президент Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров России:
– В проекте Федерального закона, который сейчас обсуждается с экспертным сообществом в Госдуме, предусмотрена обязательная аттестация для экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников. Этим законопроектом мы занимаемся уже 15 лет. По нашей инициативе в Москве было принято положение, по которому при Правительстве Москвы работает экспертный совет, выдающий аккредитацию гидам-экскурсоводам столицы. Теперь мы хотим, чтобы был принят Федеральный закон, в котором бы отразились три важных положения.
Первое: гидом может быть только гражданин Российской Федерации. Я не понимаю, как чужую страну может представлять человек, который в ней не живёт, не любит её как свою родину. Второе: обязательная аттестация. Экскурсовод обязан иметь высшее или неоконченное высшее образование, получить дополнительное образование по профессии в соответствующих образовательных центрах, а затем подтверждать свой профессионализм в соответствующих органах и регулярно проходить курсы повышения квалификации. Аттестацией будут заниматься соответствующие центры, которые имеют лицензию и программу подготовки, утверждённую соответствующими регионами. В каких-то регионах эти центры уже есть, в каких-то предстоит их создать (или, точнее, воссоздать).
И третье положение – региональность. Что мы имеем в виду. Компетенции гида не универсальны. Конечно, у него есть техника ведения экскурсии и умение общаться с людьми, но главное – он представляет регион. Человек будет работать именно в том регионе, в котором он проживает, который он знает. Московский гид не сможет повезти группу, например, в Смоленскую область. Он может быть сопровождающим, по пути давать общую информацию, но на месте должен работать профессиональный гид этого региона, если иное не предусмотрено законом, нет соглашений между регионами.
Почему мы считаем, что аттестация должна быть обязательной. Профессия гида, экскурсовода по-своему уникальна тем, что от него в большой степени зависит удачное завершение всей большой работы по подготовке продукта. Может быть хорошая гостиница, хорошее питание, а гид начнёт говорить глупости – и общее впечатление будет испорчено. То есть в хорошем специалисте заинтересован бизнес. Гид должен быть квалифицированным и в соответствии с защитой прав потребителя.
Туристическое сообщество не в восторге от грядущих перемен.
– Ничего хорошего из этого не выйдет, – говорит Алла Векшина, директор компании «Четыре сезона путешествий». – Будет так, как и с другими нашими законами. Лет пять будут издаваться подзаконные акты, а лучше никому не станет – только хуже. Авторы закона пытаются сделать так, чтобы нелегальных китайцев стало меньше. Так у них это нет получится: китайцы не являются экскурсоводами. На мой взгляд, это всё бесполезная трата времени и государственных денег.
– Сама по себе идея аттестации неплоха, – комментирует Александр Казулин, заведующий экскурсионным бюро «Авангард». – Но, боюсь, случится только бюрократизация сегмента. Наверное, центры аттестации и обучения будут государственного характера. Но ведь есть же уже курсы подготовки, двухмесячные, и стоят они 30 что ли тысяч. Можно выбрать те, что рядом с домом. Зачем менять то, что хорошо работает? А привязка гида к региону – это плохо и глупо. Мы, допустим, туроператоры по России, входим в официальный реестр Ростуризма. Как же мы не сможем со своим персоналом проводить экскурсии в Суздале? С другой стороны, я согласен с тем, что нужно ввести жёсткие требования к образованию экскурсоводов, чтобы они говорили грамотно, без косноязычия и слов-паразитов.
Мария Комагорова, соавтор проекта Secret Russia, видит в новой инициативе угрозу свободной конкуренции:
– Всё-таки экскурсовод – не ученый. Его цель – создать образ на грани знаний, артистизма и оригинальной подачи. Люди, которые хотят получить глубокие знания, выбирают экскурсионные бюро, специализирующиеся на работе с искусствоведам или историками. И, мне кажется, право на существование имеют все форматы. Кроме того, аттестация отнимает у человека возможность попробовать себя в качестве гида. Сначала ты должен получить аттестацию, сдать экзамен и только потом понять, сможешь ты работать или нет. Это не очень правильно. Сейчас экскурсионный бизнес мощно развивается, и я не очень много видела некачественных услуг. Это всегда интересная идея, авторское предложение, «что бы такое придумать, чтобы было интересно». А в музеях, куда без экскурсии не попадёшь, как правило, предлагают самые скучные экскурсии в мире. У них нет конкуренции, что не приводит ни к какому развитию. Посетитель голосует рублём. Плохой гид в современных условиях просто не сможет работать.
Вообще заорганизованность убивает любое творчество. Я понимаю, почему музейные работники выгоняют из музеев тех, кто пытается вслух рассказать об экспозиции даже своим друзьям и детям. Перед ними стоит план экскурсионного обслуживания и план по посещению. Бюджетная организация должна оправдать свой бюджет. Вот это и ужасно. Особенно обидно, что такие планы ставят люди, которые к культуре имеют условное отношение.
Есть условная дата введения закона в действие – 2 июля 2020 года. Хотя о сроках пока говорить рано, чтения ещё не назначены. Но в целом действительно непонятно, какую пользу из этой инициативы извлечёт потребитель. Качественные услуги от проверенных агентств мы и так уже получаем. Знание темы и умение работать с клиентами важнее. А невозможность путешествовать по своей стране с тем гидом, которого выбрал, вообще непонятна. Выиграют от перемен центры аттестации, подготовки и повышения квалификации. Ценою риска мы можем потерять то экскурсионное великолепие, которое имеем сейчас.