«Банки с супом Campbell», 1962 год
Энди Уорхол (настоящее имя – Андрей Вархола) появился на свет 6 августа 1928 года в Питтсбурге, штат Пенсильвания. К живописи и рисованию стал проявлять интерес ещё с детства. Первой его работой оказалось иллюстрирование журналов. Этим он занялся сразу после переезда из Питтсбурга в Нью-Йорк. В частности, он рисовал рекламные страницы, так что нет ничего удивительного, что его первые картины были посвящены американскому культу потребления.
Интересно, что идеалам общества потребления отвечал и изобретённый Уорхолом в 1962 году метод тиражирования изображений при помощи шелкографической печати. Механический процесс воспроизводства изображений для Уорхола становится метафорой массового производства товаров и способом обеспечить каждую гостиную каждой американской семьи художественным шедевром. Причём сначала на роль шедевра он выбрал кока-колу – самый узнаваемый символ американской культуры массового потребления и универсальный товар, который объединяет всех жителей страны. «Ты смотришь телевизор и видишь кока-колу, и ты знаешь, что президент пьёт кока-колу, Лиз Тейлор пьёт кока-колу, и только подумай – ты тоже можешь пить кока-колу», – писал художник.
Однако своей по-настоящему широкой популярностью Уорхол обязан другому важному символу консюмеризма – банке с томатным супом Campbell. Сам художник свою затею объяснял так: «Самые банальные и даже вульгарные атрибуты современной цивилизации могут при перенесении на холст стать Искусством».
В итоге было сделано 32 холста, изображающие банки Campbell, – ключевая работа не только в творчестве Уорхола, но и в целом в истории современного искусства.
«Цветы», 1964 год
Исходным изображением для серии были фотографии с изображением цветов гибискуса, опубликованные в журнале «Современная фотография» 1964 года, сделанные фотографом Патрицией Колфилд.
Именно в этой картине Уорхол впервые отходит от произведений на основе рекламных изображений, обращаясь к природному сюжету, и создаёт настоящий символ поколения. Напомним, что лозунгом движения хиппи были слова «Flower Power!».
После этого Уорхол переключился на звёзд кино и музыки.
«Мэрилин», 1964 год
После того как 5 августа 1962 года Мэрилин Монро покончила жизнь самоубийством с помощью снотворного, её образ был раздут СМИ и индустрией развлечений до небывалых размеров. Свою роль сыграл в этом процессе и Уорхол: чутко уловив запросы массовой культуры, он создал мемориальные картины Мэрилин Монро, использовав рекламные материалы к фильму «Ниагара» (1953 год).
Первые образы Мэрилин, созданные Уорхолом, были чёрно-белыми.
Затем он сделал «Бирюзовую Мэрилин»: просто раскрасил акриловыми красками трафаретное изображение, нанесённое методом шелкографии на подготовленные холсты. После этого Уорхолл стал менять цветовые вариации. Это было практически открытое издевательство над концепцией «различия в восприятиях». В конце концов в 1967 году он выпустил набор из девяти портретов Мэрилин.
Кстати, именно на примере Мэрилин Уорхолл объяснил своим фанатам, что именно считать оригиналом произведения. Непростой вопрос, усчитывая, что все полотна изготавливались в полуавтоматическом режиме. Бывало, что в день делалось до 80 копий. Так какая же из них является оригинальной? Художник ответил: все.
А ещё он открыто издевался над коллекционерами искусства:
– Мне нравятся деньги на стенах. Например, вы собираетесь купить картину за 200 000 долларов. Я думаю, вам следует взять эти деньги, перевязать их в пачки и повесить на стену.
«Банан», 1967 год
В 1967 году Уорхол продюсировал группу Velvet Underground и решил им помочь в оформлении первого альбома The Velvet Underground and Nico. И он нарисовал ярко-жёлтый банан, который был словно только что оторван от спелой банановой грозди.
Рядом с бананом была подпись художника и надпись «Peel slowly and see», то есть «Медленно сними кожуру и смотри». Дело в том, что на первых тиражах альбома банан был приклеен поверх ещё одного – очищенного. В сопроводительном тексте был наклеенный на конверты жёлтый банан, оторвав который, можно было обнаружить ещё один фрукт – на этот раз розового цвета и очищенный.
Но потом Энли решил оставить один банан, чтобы картинка была не такой буквальной.
В итоге банан стал самым узнаваемым символом не только среди музыкальных дисков. Этот образ можно встретить на майках, брелоках, чашках и других предметах быта.
«Пистолет», 1968 год
3 июня 1968 года Энди Уорхол пережил покушение на жизнь: он получил три пулевых ранения в живот.
Несостоявшейся убийцей оказалась писательница Валери Соланас, автор знаменитого в те годы манифеста SCUM (Society for Cutting Up Men – «Общество уничтожения мужчин»). Вечером того же дня Валери подошла к полицейскому на улице, уличному регулировщику, протянула два пистолета и призналась, что стреляла в Энди Уорхола. Во время следствия Соланас заявила, что на преступление её вынудила яркая личность американского дизайнера. «Он слишком контролировал мою жизнь», – так было записано в уголовном деле.
Уорхол отказался давать показания против писательницы: своим друзьям о случившемся он рассказывал с улыбкой и заверял всех, что это обязательная сторона известности. В итоге Соланас приговорили к трём годам лишения свободы с принудительным лечением в психиатрической больнице.
Тем не менее близкая встреча со смертью вдохновила художника на создание полотна «Пистолет» с изображением того самого револьвера, из которого он чуть не был застрелен.
«Мао», 1972 год
В 1972 году арт-дилер Бруно Бишофбергер предложил Уорхолу создать портрет самого влиятельного человека ХХ века. В этом же году президент Никсон впервые совершил поездку в Китай, и в честь этого события журнал Life окрестил Мао самым популярным человеком века. Уорхол, решив использовать те приёмы, которые он разработал для американских несогласных, создает серию из 10 портретов Цзэдуна.
В основу шелкографий лёг официальный портрет Мао из священной для маоистской идеологии «Маленькой красной книги». Уорхол скрещивает восточную идеологию и западную культуру и возводит вождя коммунизма в статус такой же поп-звезды, как и Мэрилин Монро.
«Десять портретов евреев XX века», 1980 год
Это портреты Альберта Эйнштейна, Зигмунда Фрейда, Мартина Бубера, Франца Кафки, Джорджа Гершвина, Сары Бернар, Голды Меир, Гертруды Стайн, Луиса Брандейса и братьев Маркс. Один из немногих опытов Уорхола в групповом портрете – работа, которая фиксирует пантеон еврейской интеллигенции ХХ века. Созданная с подачи арт-дилера Роберта Фельдмана и впервые показанная в Еврейском музее Нью-Йорка в 1980 году серия вызвала противоречивую реакцию общественности.
С одной стороны, католика Уорхола упрекали в эксплуатации и циничности, а с другой – работу окрестили неожиданным экспериментальным исследованием в области популярной культуры, антропологии и интеллектуальной мысли.
Если говорить о персональном составе «великолепной десятки, то сразу бросается в глаза, что далеко не все еврейские мудрецы знакомы современной молодёжи.
Итак, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Франц Кафка и Джордж Гершвин в особых представлениях уже не нуждаются.
Голда Меир в Израиле занимала высокие должности – министра иностранных дел Израиля, министра внутренних дел, премьер-министра Израиля. Французская актриса еврейского происхождения Сара Бернар за свою карьеру исполнила в театре 166 ролей! Также стоит прежде всего отметить не особо известных у нас американских комедиантов братьев Маркс.