Вообще все фантазии авторов мультика относительно существования души вне земной жизни до скрипа стерильны. Там нет Бога, нет религиозной конкретики, и даже высшие силы, которые следят за порядком в мире душ, – это метаформенные бездушные существа с двумя выраженными качествами: тщеславием и снисхождением.
Поэтому религиозным снобам лучше не знакомиться с этой работой. Этот мультфильм для визуалов, которые ищут вдохновения. Для книгочеев полной аналогией «Души» будут строчки из дневников священника Александра Шмемана:
«Страшная ошибка современного человека: отождествление жизни с действием, мыслью и уже почти полная неспособность жить. Идти на вокзал под мелким, уже весенним дождём, видеть, ощущать, осознавать движение солнечного луча по стене – это не только „тожеˮ событие, это сама реальность жизни. Прав был Жульен Грин, который сказал, что правда только в качании веток на фоне неба».
В «Душе» выгодно работают три составляющие: юмор, музыка и характеры героев, в которых мы должны узнавать своих друзей, родных и самих себя. Хотя и тут есть к чему придраться. В жизни и на концертах главный герой Джо Гарднер – прекрасный джазовый исполнитель, продирающийся к своей мечте о музыке через быт, одиночество, непонимание родных. И в эпизодах он прекрасно джазует, а вот на пике своего вдохновения он начинает играть несусветную попсу. Почему? Потому что мультик не для гурманов, а для массовой аудитории. Если вы согласны с такими компромиссами, то общее впечатление будет хорошим.
Идея сочетания музыки и религии – это не новость. Американская культура «чёрной» музыки – это госпелы, храмовые гимны. А в литературе можно вспомнить неоконченную книгу Толкиена «Сильмариллион», в которой он описывает рождение мира из музыки, которую творит Эру Единый и его Айнуры. Противоречие в мелодиях, которое возникает из-за темы возгордившегося от своих силы и талантов Айнура по имени Мелькор, порождает наш несовершенный мир.
Так из уст Гарднера и его антагониста – души под номером 22, которая никак не хочет воплощаться и уходить в земную жизнь, постоянно сыплются противоречивые высказывания. С одной стороны, душа бессмертна, «её не раздавить, для этого существует земная жизнь». С другой стороны, именно жизнь со всеми её сложностями, изгибами и радостями представляется в мультфильме подлинной. В ней видится цель, для неё душе даруется искра, как дар стать настоящей и реализоваться в жизни земной. Такой розовый материализм со вкусом мятной конфетки. Но в этой идее есть важное зерно: если здесь не найти смысла, то вряд ли что-то поможет обрести его потом, каким бы это «потом» ни было.
Вообще навык жить настоящим – это важная штука. И тут стоить поблагодарить саксофонистку из мультика Дороти Уильямс за притчу о рыбке и океане.
Одна маленькая рыбка мечтала попасть в океан. Она стремилась к этому всей душой, мыслями и чувствами, но никак не могла понять, как ей туда попасть. И вот однажды она решилась спросить об этом старую мудрую рыбу.
– Мудрая рыба, я хочу в бескрайний и великий океан. Как мне туда попасть?
Старая рыба посмотрела на малька и ответила:
– Ты уже в нём.
Ничего не ответила маленькая рыбка. Она расстроилась и уплыла, подумав, что старая скумбрия просто сбрендила. Ведь она хотела в океан, а вокруг неё была обычная вода.
Это история про то, что мы желаем больше того, что имеем, и не ценим того, что у нас есть. В этом тоже есть отзвуки суконного материализма, если под ценностями мы понимаем только то, чем мы обладаем, на что мы влияем, а наша жизнь – это короткий биологический цикл с радостями, горестями и противоречиями.
Если же мы верим в бесконечность пути, то эту дорогу осилит только идущий. А сил ему даст тот, Кто вдохнул в рожденного искру. В этом есть какое-то великое незаслуженное благо, которое, по словам одного из персонажей, «прекраснее, чем мечты о собственном морже».