«Непослушник»: чудеса постом и кликами

«Домо советикус» от Данилы Ткаченко, перформанс в Парке Малевича, «Непослушник» Владимира Котта и травма гражданской войны от Педро Альмодовара – «Стол» представляет все самые важные премьеры и показы недели 

Кадр из фильма «Непослушник». Фото: Megogo Studios

Кадр из фильма «Непослушник». Фото: Megogo Studios

В Галерее «Люмьер» показывают фотопроекты Данилы Ткаченко о советском прошлом. Лауреат международной премии World Press Photo, родившийся в 1989 году, путешествует по странам бывшего СССР, находит места, в которых остался дух советской жизни, и переосмысляет их в своих снимках. Например, для проекта «Мель» Ткаченко сделал фотографии типовых жилых домов, заброшенных строек, спортивных площадок и гаражей времён СССР и запечатлел их на дне обмелевшего Аральского моря – здесь оно стало метафорой жертв исчезнувшего утопического режима. А в номинированном на премию Кандинского в 2021 году «Планетарии» художник показал заброшенные города Крайнего Севера, куда принудительно переселяли людей для освоения территорий и добычи новых ресурсов.

Санаторий «Дружба» Данилы Ткаченко. Фото: lumiere.ru
Санаторий «Дружба» Данилы Ткаченко. Фото: lumiere.ru

На выставке представлены и уже известные проекты – «Закрытые территории», «Потерянный горизонт», «Родина», – и совсем свежие работы.

Куда пойти:  Lumiere Gallery.

Адрес: Москва, Б. Полянка, 61, стр. 1.

* * *

«Белый лес» – групповой проект российских художников Григория Орехова, Алексея Луки и арт-группы «Художественное уединение» (Ирины Кориной и Ольги Петруненко, дуэта «ЕлиКука» и арт-группы «Обледенение архитекторов») – появился в заснеженном лесу Парка Казимира Малевича.

Лэнд-арт Григория Орехова представляет собой красную ковровую дорожку из полипропилена длиной 250 метров, протянувшуюся в заснеженном лесу. 

Посетители арт-проекта «Белый лес» в новом Парке Малевича в Одинцовском городском округе. Фото: Зыков Кирилл/АГН "Москва"
Посетители арт-проекта «Белый лес» в новом Парке Малевича в Одинцовском городском округе. Фото: Зыков Кирилл/АГН "Москва"

«Проходя по красному полотну в парке, посетители будто примеряют на себя роль “звезд” и властителей, однако в итоге сами оказываются заворожены пейзажем вокруг, – утверждают организаторы перформанса. – И посетители понимают, что стремление к славе, богатству, власти ничтожно по сравнению с величием мироздания, природы».

Остальные художники выставили ростовые портреты деревьев. Это монументальный живописный проект, выполненный в лесу курорта Пирогово для известного события галереи JART «Ча Ща. Выставка в лесах». Два шестиметровых холста с изображением елей, сосен и коряг трансформируют пространство заснеженного Парка Малевича в белые футуристические выставочные залы.

Куда пойти: Парк Казимира Малевича.

Адрес: Москва, Одинцовский р-н, дер. Шульгино, Рублёвский пр.

* * *

Кинорежиссёр Владимир Котт, ранее известный по лирической комедии «Карп отмороженный», решил продолжить разрабатывать тему нищей, но духовно богатой провинции – там, где клён шумит и берёзка стоит, где исконность, традиционность и русскость можно черпать полным ковшом из бездонных покосившихся колодцев народной жизни. Конечно, и о кассовости нельзя забывать, поэтому режиссёр решил пройтись по крайне хайповой ныне теме оскорбления чувств верующих, а заодно и по самим верующим в их самой радикальной форме – по инокам и монашествующим. (Не забыв при этом подстелить приличный стог соломы: премьера фильма состоялась на IX Международном православном фестивале «Вера и слово», а в титрах выражены благодарности немалому количеству священников и Владимиру Легойде лично, так что все шутки в адрес церкви благословлены на самом высоком уровне.)

Итак, молодой парень по имени Дима (его роль играет «последний богатырь» Виктор Хориняк) – талантливый видеоблогер-пранкер, который снимает розыгрыши на улице. Многие из его роликов отличаются цинизмом и аморальностью; кажется, что для Димы и его девушки Олеси (Аглая Тарасова) нет ничего святого. Однажды на пороге их квартиры объявляется юноша в рясе. Это одноклассник Димы, а ныне псаломщик, которому предстоит служить в московских храмах. Он просится временно пожить у приятеля, и тут же у парочки блогеров созревает идея нового розыгрыша в храме – устроить во время службы сатанинский перформанс. Но это была не самая удачная идея. Не успел ролик появиться в Cети, как Диму взяли за причинные места служители закона, пригрозив ему статьёй за оскорбление чувств верующих.

Кадр из фильма «Непослушник». Фото: Megogo Studios
Кадр из фильма «Непослушник». Фото: Megogo Studios

Но Диме удаётся сбежать от полиции и укрыться в близлежащем монастыре. И хотя настоятель обители насквозь видит пранкера, он решает оставить Диму послушником: авось кощунник осознает свои грехи и покается.

Так блогер начинает приобщать монахов к сетевой культуре, но потом он встречает настоящую любовь ( прежняя подруга осталась в городе), меняется сам и меняет окружающий мир. При этом, конечно, ни о каком покаянии и желании изменить свою жизни тут речи нет – какое покаяние, это же не драма какая-то, а лёгкая комедия для семейного просмотра!

Словом, чтобы наш православный медиапроект не обвинили в предвзятом отношении к творению Владимира Котта, мы решили процитировать других – вполне светских – кинокритиков.

Журнал «Фома»: «Отмечается, что фильм оставил у участников просмотра глубокое, преимущественно позитивное впечатление... Гости фестиваля назвали фильм не только “актуальным и интересным”, но и подчеркнули его значимую миссионерскую составляющую при условии некоторой работы над ошибками. Так, по словам архиепископа Обуховского Ионы, он увидел в фильме “рассказ о преображении человека”».

Кадр из фильма «Непослушник». Фото: Megogo Studios
Кадр из фильма «Непослушник». Фото: Megogo Studios

«Независимая Газета»: «Внушительный каст сплошь из востребованных и, что называется, актуальных актеров тем не менее не помог картине стать ни достаточно смешной, ни, если уж говорить о заявленной теме, сколько-нибудь значимым высказыванием. К морально-этическому месседжу этого кино, напротив, остаётся немало вопросов...»

Кино-Театр.РУ: «...Дружелюбие всех участников истории просто поражает. И это главное отличие “Непослушника” от “Холопа”, где перевоспитание шло всё-таки насильственным путём. Доброта здесь – главная черта всех героев и движущая сила сюжета. Пранкер – обаяшка, настоятель – душка, папа-сварщик – безмерно любящий сына отец, представители власти – да тоже безвредные, просто немножко ленивые люди. Эти сахарность и назидательность, может быть, поспособствуют зрительскому успеху, но и гарантируют безжизненность, потому что не оставляют пространства ни для переживаний, ни для размышлений. Жаль, ведь и смешные шутки тут проскальзывают, и хорошие сцены есть, хотя их можно пересчитать по пальцам».

Кадр из фильма «Непослушник». Фото: Megogo Studios
Кадр из фильма «Непослушник». Фото: Megogo Studios

«Киноафиша»: «Простодушная комедия о современном Иване-дураке с гаджетом в кармане превращается в едкую сатиру на нынешнее светское государство. На страну, которая по собственной воле уступает пальму первенства отмороженным духовным скрепам... Тем не менее “Непослушник” – возможно, лучшая юмористическая зарисовка на тему закостенелости православных укладов, которую можно было бы выпустить в России в 2022 году. Мы так привыкли смеяться над чужой болью и потерями, что не замечаем, как фильмы подобного рода напоминают: за губительной страстью к негативу кроется нечто более тёмное внутри нас. Образ неспособного повзрослеть героя в лице Виктора Хориняка отсылает и к бедствиям поколения, выросшего в полной семье модели «мама и бабушка». Главный герой не способен наладить контакт с отцом – единственным оставшимся в живых родственником. Пусть трансформации персонажа и выглядят искусственно, ассоциировать себя с Димой под конец истории зрителям будет проще простого».

* * *

Педро Альмодовар представляет фильм-открытие 78-го Венецианского кинофестиваля. Не в том смысле, что до этого венецианские кинокритики не знали, кто такой Альмодовар и вдруг открыли его творчество для себя и мира – нет, конечно. Просто «Параллельные матери» открывали программу кинофестиваля как главное смыслообразующее послание года.

В чём же смысл «Параллельных матерей»?

Фэшн-фотограф Дженис (Пенелопа Крус) – эмансипированная женщина, выросшая в семье, где воспитание детей без отца стало семейной традицией. И Дженис вдруг решила найти того единственного мужчину в семье, кто не предал и не бросил своих женщин, – своего прадеда, убитого фалангистами на гражданской войне. Она нанимает археолога Артуро (Исраэль Элехальде) провести эксгумацию останков из безымянных могил под родной деревней, чтобы специалисты смогли по ДНК идентифицировать покойных. Поиск одного мужчины приводит к обретению другого: между Дженис и Артуро вспыхивает роман, и Дженис через девять месяцев оказывается в роддоме в фактическом статусе матери-одиночки, потому что Артуро женат, а ей страшно отказываться от ребёнка в таком возрасте, потому что второго шанса может уже и не быть. 

Кадр из фильма «Параллельные матери». Фото: El Deseo S.A.
Кадр из фильма «Параллельные матери». Фото: El Deseo S.A.

В роддоме она знакомится с отчаявшейся девочкой-подростком Анной (Милена Смит), которая забеременела после того, как несколько мерзавцев изнасиловали её на вечеринке и сняли это на видео. Её мать, подающая надежды актриса, опасаясь репутационных издержек в случае публикации записи в сети, решила замять инцидент и сохранить ребёнка. Правда, новоиспечённая бабушка слишком занята своей карьерой в театре и не собирается никак помогать в воспитании внучки.

Дженис и Анна, помещённые в одну палату, обмениваются контактами – и с этого момента их судьбы оказываются тесно переплетены.

Кадр из фильма «Параллельные матери». Фото: El Deseo S.A.
Кадр из фильма «Параллельные матери». Фото: El Deseo S.A.

Словом, если обобщать, то у Альмодовара получилось снять не просто неспешную притчу о материнстве, но размышление о продолжении рода в мире, где все люди – и мужчины, и женщины – утратили чувство ответственности как за самих себя, так и за свои семьи, не говоря уже об ответственности за страну. Но только ответственность перед человеческим родом, присущая иным матерям, позволяет начать трудный процесс очищения. И тут на первый план выходит социально-политическая половинка «матерей», посвящённая справедливости исторической. «Пора бы открыть глаза и понять, в какой стране ты живёшь», – восклицает героиня Пенелопы Крус, начинающая раскопки братской могилы. Потому что пока сотни тысяч пропавших без вести отцов, братьев и сыновей закопаны в канавах и на обочинах кладбищ, гражданская война будет продолжаться, а любой войне нужны новые и новые жертвы.

 

Читайте также