После начала специальной операции на Украине можно было ожидать самой разной реакции в мировом сообществе, однако для российских властей большим сюрпризом стал массовый исход не только торговых брендов, но и представителей культурно-развлекательной индустрии.
В апреле 2022 года российский павильон не откроется на Венецианской биеннале. Решение было принято российскими властями, однако сами организаторы Венецианской биеннале представили публичное согласие с отказом России от участия. Известное медиаиздание Artnet, специализирующееся на культурных событиях, опубликовало статью, в которой отметило, что в связи с событиями в Украине российские художники вынуждены заморозить проекты, предусматривающие международную коллаборацию.
Зарубежные музеи отказываются от находящихся у России картин для выставок и аннулируют все договоренности по поставкам.
Казалось бы, одна из самых коммерческих индустрий в культуре – кинопрокат, но и она отказывается от получения доходов от российских зрителей. Студия Warner Bros. отменила выход долгожданного в России Бэтмэна, сославшись на гуманитарную катастрофу на территории Украины. Netflix покинул Россию, приложение было удалено для российских пользователей из AppStore и GooglePlay.
Итальянская группа Måneskin, победившая на «Евровидении-2021», отменила свои концерты в России, аргументировав это сочувствием к украинскому народу. Кстати, Россия не будет участвовать в Евровидении 2023 года – страну исключили из списка участников в качестве ещё одной санкционной меры.
Пожалуй, одним из самых обсуждаемых в социальных сетях стал пост российского журналиста Антона Долина, начавшийся с игры слов «Культура отмены или отмена культуры», где автор размышляет о политическом режиме в связке с культурной жизнью страны, но в финале подчёркивает: «Умирают люди, режимы, города, страны, цивилизации. Только культура и остаётся».
Ну а пока, несмотря на обнадёживающие прогнозы, ограничения российской культуры происходят извне, по воле и в связи с решениями самих иностранных представителей. Однако никто не знает, какими будут ответные действия российской стороны, поэтому редакция «Стола» решила разобраться с тем, какие параллели можно провести между текущим положением дел в культуре и изоляцией советских времён.
Насколько возможно или невозможно повторение советского опыта – рассказал Александр Фокин, кандидат исторических наук, доцент Школы исследований окружающей среды и общества Тюменского государственного университета, автор телеграм-канала USSSResearch – о структуре позднесоветского общества.
– Культурная изоляция СССР – какой она была?
– Культурная изоляция имеет двойную природу. В СССР были ограничения как внутри – на внутренние произведения, так и на мировые, то есть произведения извне не могли проникнуть по идеологическим мотивам.
С другой стороны, СССР в течение некоторых периодов позиционировал себя в качестве страны, открытой к мировым культурам. Например, в Советском Союзе начинала издаваться Библиотека мировой литературы, складывалась школа переводчиков, были разные мировые выставки.
Но когда началась холодная война – необходимо было доказать, что советская культура даже опережает западные образцы. В СССР стали подчёркивать, что убийства, эротика и прочая безнравственность западных культурных продуктов направлена на то, чтобы сделать зрителя легко управляемым. И в противовес акцентировалось, что задача культуры СССР – делать человека более сознательным, этичным.
Эта двойственность также создаёт парадокс, что западная культура для советского человека имеет особую ценность, поскольку она окутана тайной и запретна. Об этой идее можно прочитать в книге Алексея Юрчака «Последнее советское поколение». Там как раз хорошо описывается воображаемый Запад с его особой весомостью в связи с запретами для советского человека.
– Возможна ли сейчас культурная изоляция для России?
– Она, конечно, возможна. Сейчас есть такая страна, которая жёстко следит за распространением культурных продуктов, – Китай. Это огромная страна, которая культурно может себя обеспечить. Голливудские фильмы, чтобы попасть в китайский прокат, делают местом действия Китай либо берут в компаньоны китайские компании. То есть Китай в этом смысле очень самодостаточная страна.
По последним высказывания руководителей России, потенциальная культурная самоизоляция скорее носит характер ситуативной и эмоциональной. Но результатом может стать не политическое основание непринятия других культур, а крах инфраструктуры сферы развлечений, которая выстраивалась последние лет 20. Вот в этом может появиться некая изоляция.
– Есть ли что-то общее у идеологии СССР и России по отношению к культуре?
– Базовая идеология в СССР – это партийная концепция о том, что искусство не может быть беспредметным и за культурным продуктом должна стоять идеология партии. Ну и, конечно, то, что культурный продукт должен быть народным, то есть направлять массы, быть массам понятным и принятым. Поэтому, например, авангардизм считался недостаточно советским.
Так называемый социалистический реализм чётко установился с 30-х годов, когда начался сталинский режим, и продлился до конца 80-х.
При этом особенностью социалистического реализма была гибкость. Если сегодня этот продукт – образец советского искусства, то завтра это уже носитель упаднического настроения. Властям как последней инстанции по признанию того или иного культурного продукта, конечно, это было удобно.
В настоящее время Министерство культуры Российской Федерации стремится оказывать влияние на создание культурных продуктов. Скорее всего, будут множиться культурные институции, удлиняться стоп-листы и параллельно появятся андеграундные художники, которые не впишутся в текущий дискурс.
Но есть существенная разница: в современной России уже вряд ли возможно сформировать такую единую партийную идеологическую установку, как это удалось сделать в СССР.
– При этом СССР – это не вся Россия, тогда как было бы правильно различить советское и русское?
– Это одновременно и хороший, и сложный вопрос. Ранее была такая формулировка: «национальное по форме, советское по содержанию». Например, есть русская былина, и как форма былина сохраняется, но повествование уже ведётся про Ленина и Сталина, то есть становится советским.
Советское – это скорее просто надстройка всего национального. Но даже среди советского партийного руководства была партия русских, то есть политических националистов, которые старалась сделать доминирующей русскую культуру в советском обществе.
В 60-е годы XX века всё-таки более очевидно стала возникать ностальгия по всему русскому: храмам, иконам, православию.
– А как сейчас выделяют русское?
– Во многом этот вопрос можно назвать риторическим по ряду причин. Иногда мы видим возврат к фольклорному придуманному образу Руси, формируется как бы такое неоязычество, которое, в свою очередь, иногда превращается в ультраправое движение.
Иногда происходит всплеск национального самосознания – в регионах Татарстан, Башкортостан, Якутия, например. В таких регионах подъём именно русского самосознания иногда тоже случается, но, опять же, чреват переходом в ультраправое движение.
Дело в том, что русский как активная фигура достаточно размыт. Он везде. Русский живёт и на берегах Балтийского моря, и на Берегах Чёрного моря, а часть Камчатки вообще находится на берегу Тихого океана, и там тоже живут русские.
– Мы разбросаны по территории одной страны, где много национальностей внутри, но мы также впитываем что-то из совсем далёких стран – западные и азиатские веяния очень значимы для нас. Как это сказывается на русской культуре?
– В мире глобализации все комиксы, гей-поп, наруто и прочее уже ворвались в наш мир и взорвали молодёжь. Но это то же самое, что и с предыдущем поколением, которое не отлипало от индийских или мексиканских сериалов. Но ведь в своё время и вальс можно было рассматривать как интервенцию в российскую культуру, и христианство пришло в Россию из другой части мира.
Замкнуть и ограничить культуру неправильно, она как раз живёт за счёт этого взаимодействия. Это как в биологии: если происходит постоянно кровосмешение, это приводит к вырождению, то есть постоянно необходим приток чего-то нового, и в культуре это как раз взаимодействие.
Если мы так опасаемся конкуренции, то единственный вариант – производить самим культурно привлекательный для других стран продукт. Концепция мягкой силы всегда в таком случае востребована.