Выход из плена

 «Стол» открывает серию материалов о кризисах и тупиках в современной церковной жизни и путях выхода из них

Фото: Олег Глаголев

Фото: Олег Глаголев

Фото: Олег Глаголев

Ещё в XIX веке митрополит Московский Филарет (Дроздов) не побоялся признаться: «заблуждений и непорядков в церкви накопилось столько, что в церкви уже недостаёт сил для их преодоления». С тех пор «заблуждений и непорядков» в русском православии как минимум не убавилось. Возможно ли, чтобы теперь, после почти вековой борьбы с христианством на нашей земле, нашлись в самой церкви «силы для их преодоления»? Шансов нет, пока одним из главных способов борьбы со всеми бедами и грехами церкви остаётся их отрицание как внутри неё самой, так и перед обществом, наблюдающим это всё со стороны. Наряду с такой стратегией «обеления» есть не менее дрянная стратегия очернения – продолжать ругать церковь, которая была оклеветана, унижена, осмеяна и подвергалась прямому истреблению весь советский период.

На вопрос, может ли церковь открывать свои ошибки вовне, перед обществом, «судиться у внешних», далеко не всегда можно ответить «нет». Именно потому, что стараясь быть не от мира сего, христиане сами живут и в этом мире, и в открытом сегодня всем ветрам и взглядам медиапространстве, где не скрыться от суда внешних и надо найти мужество и смирение для покаяния в своих немощах, а то и преступлениях. Во всяком случае церковь, признающая себя перед всеми Богочеловеческим организмом, не должна стыдиться признавать и очищаться от того, что в ней происходит не церковного, не божеского и, значит, направленного против человека и против Бога. При этом не отрекаясь от самого человека, любой веры и национальности.

Именно так, взяв верный тон, «Стол» хотел бы продолжать разговор на важнейшую для нашего общества тему: христианство в современном мире. Число личных драм и социальных в этой области множится. Только в прошлом году мы помним едва не посаженного в тюрьму ловца покемонов в храме, борьбу за Исаакиевский собор, фильм «Матильда», претензии учёных к организованной епископом Тихоном (Шевкуновым) выставке, которую рекомендуют как пособие по истории, тихо начавшиеся судебные процессы над неправославными иноверцами по «закону Яровой»

Понимаем всю трудность задачи называть проблемы одновременно внятно, честно и корректно. Избегать критиканства, то есть предлагать не только аргументированную критику, но и пути исправления нестроений. Надеемся на понимание и диалог среди всех, кто заинтересован в том, чтобы христианство в нашей стране утверждалось с новым вдохновением и силой.

Прекрасно понимаем, насколько взрывоопасны темы: церковь и свобода человека, вера и идеология, церковь и власть, ответственность христианства и христиан за причастность к злу в истории и современности, за грехи своих отцов и своих детей. Трудность этих вопросов – повод для мирного и серьёзного диалога с максимально широким кругом заинтересованных лиц. Утаивание зла позволяет ему размножаться не меньше, а больше, чем такой разговор или даже попытка его начать.

Не соглашаясь с дурным и безобразным в церкви, мы писали и будем писать о добром и красивом в ней, о том, что бывает сокрыто от глаз или имеет меньший резонанс в общественном сознании, падком более на негатив.

Но первая наша тема трудная ­– расстриги. О клириках, которые были лишены сана или добровольно оставили служение, нарушив данное Богу и Церкви обещание. Во всех случаях это пространство человеческой боли, действия зла и греха, которые обязательно выходят вовне, порождая сплетни, новое зло и всегда наводя тень на церковь. Слишком редко они исцеляются, оставляя разбитыми судьбы, угашая веру в Бога и Церковь во многих. Так не должно быть.

Читайте также