7 июня 2022 года Синод Русской Православной Церкви освободил митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) от должности руководителя Отдела внешних церковных связей.
Митрополит Иларион (1966 г.р.) возглавлял ОВЦС тринадцать лет – с 2009 года. Дольше него во главе «церковного МИДа» пробыл только нынешний патриарх Московский Кирилл (он был руководителем ОВЦС двадцать лет, в 1989–2009 гг., и являлся непосредственным предшественником Илариона).
Что означает эта отставка? Можно ли говорить о «смене вех» в церковной политике, и если да, то в какую сторону?
Мотивы кадровых перестановок в Патриархии официально не озвучиваются, поэтому, как всегда, открывается сезон «гаданий на кофейной гуще». В данном случае вопрос осложняется тем, что митрополит Иларион был и остаётся одним из самых «неразгаданных» для общественности архиереев РПЦ. Как говорила героиня «Служебного романа», «Вы странный человек, Новосельцев, – я не могу Вас раскусить!». Характеристики, которые коллеги и эксперты давали этому до вчерашнего дня главному церковному дипломату, настолько не сходятся между собой, что впору составлять список версий его отставки. И список этот явно будет длинным. От «Илариона съел Щипков из-за оценки «феофаниевского» собора УПЦ» до «Иларион сам попросился в Европу, потому что тяготился канцелярской работой» и «теперь он сможет свободно покупать айфоны и хамон».
Парадокс в том, что никакой «тёмной лошадкой» митрополит Иларион при этом не является. По узнаваемости и цитируемости Иларион – вторая фигура в Церкви после патриарха Кирилла. У Илариона, что называется, прокачанный личный бренд. Он регулярно выступает по телевидению (с 2009 года на канале «Россия-24» у него выходила собственная авторская программа «Церковь и мир» – непонятно пока, будет ли она выходить дальше). Программы с участием владыки регулярно появляются на ТВ и на YouTube, и за последние годы он побывал гостем практически всех известных ведущих – от Познера до Непознера. Иларион имеет активные страницы в соцсетях (особенно «продвинутым» был до недавнего времени его Инстаграм). Его творческая активность – зашкаливает, он ежегодно выпускает новые книги и документальные фильмы (последним в ноябре 2021 года вышел документальный сериал «Евангелие Достоевского»).
Иными словами, все предшествующие тринадцать лет митрополит Иларион был публичным человеком, практически ежедневно что-то говорил на камеру. При этом подлинные взгляды этого человека, его образ мысли так и остались в каком-то смысле скрытыми от публики. Столь высокоэффективного интроверта в новейшей истории РПЦ, пожалуй, ещё не было. Увы, интровертность, закрытость сыграла с митрополитом Иларионом злую шутку.
Православно-патриотические ресурсы традиционно критиковали Илариона за «либерализм», «филокатолицизм» и «западничество». Поэтому в день отставки Илариона они, ожидаемо, возликовали. Ведущий «Царьграда» Михаил Тюренков уже окрестил произошедшее «специальной церковной операцией». Тут стоит заметить, что партия «ненавидящих» Илариона в РПЦ всегда была, а партии его поддерживающих как таковой – и не было. Некоторое время довольно широкий круг священнослужителей и мирян, симпатизирующих Илариону, был в Санкт-Петербурге (там даже надеялись, что после ухода митрополита Владимира (Котлярова) именно Иларион станет митрополитом Санкт-Петербургским, – ведь он как никто из нынешних архиереев РПЦ подходит по духу для «культурной столицы», но «не срослось»). Иларион всегда был системным сотрудником Патриархии, верным сначала митрополиту, а потом и патриарху Кириллу. Своего «лобби», своей фронды он не создавал (знающие его люди говорят, что у Илариона вообще не очень хорошая память на лица и он не склонен к компанейщине). Так что и заступиться за него оказалось некому.
Ярлыки «экумениста» и «никодимовца» так прочно прилипли к митрополиту Илариону, что их не оспаривают даже в либеральной церковной среде. Хотя, если разобраться, с никодимовцами его роднят только короткая борода и навыки светского обращения. А экуменист он только в том смысле, что по долгу службы часто встречался с представителями других конфессий (фотографии Илариона в окружении католических прелатов – просто «красная тряпка» для православных ревнителей из Интернета).
Строго говоря, Иларион – никакой не никодимовец, а, напротив, «питиримовец». Слово это менее известное и означает принадлежность к кругу покойного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева; 1926–2003). В 1983–84 годах, ещё учась в школе, он был алтарником и иподиаконом у митрополита. Митрополит Питирим, как известно, довольно иронически, если не сказать неприязненно относился к Никодиму и никодимовцам (что отражено в его книге воспоминаний «Русь уходящая»). Как и сам Иларион, владыка Питирим был профессиональным музыкантом, выходцем из интеллигентной московской семьи. В сравнении с никодимовцами, питиримовцы всегда были большими традиционалистами и считались более образованными и более связанными с той, дореволюционной Россией. Они были ориентированы на ту церковную традицию, которую воплощал патриарх Алексий I (Симанский), – его иподиаконом в юности служил сам митрополит Питирим. Из характерных «питиримовских» черт митрополита Илариона стоит отметить его любовь к старообрядческой культуре, к старинным знаменным распевам (в этом смысле никодимовцы, наоборот, смотрели не назад в историю, а вперёд – и склонны были скорее осовременивать богослужение, в частности, вводить русский язык заместо церковнославянского).
Как и другой известный питиримовец, протоиерей Всеволод Чаплин, в 90-е годы Иларион перешёл на работу в команду митрополита Кирилла (Гундяева). Для ОВЦС он был привлекателен тем, что обучался в Оксфорде, был богословски образован и знал иностранные языки (Иларион, судя по его публичным высказываниям, говорит на английском, французском и греческом, переводил с древнегреческого и древнесирийского). При этом Иларион и по сей день чтит память митрополита Питирима, всегда почтительно о нём высказывается. Несколько лет назад в программе журналиста Андрея Максимова «Личные вещи» в качестве одной из самых дорогих своих личных реликвий Иларион демонстрировал зрителям панагию митрополита Питирима, бережно им хранимую.
Есть, впрочем, один момент, явно отделяющий Илариона от митрополита Питирима – это его отношение к советской власти. В отличие от советского патриота Питирима, трагически переживавшего распад СССР, Иларион всегда проявлял непримиримость к советской власти. Известна его историческая роль в литовских событиях 1991 года, когда молодой иеромонах Иларион фактически предотвратил кровопролитие в Каунасе (он призвал советских солдат не стрелять в мирных жителей, за что имеет медаль от Литовской республики «За мужество и самопожертвование»). Иларион также неоднократно называл преступлением сталинские репрессии и высказывался о необходимости захоронения Ленина.
Говорить о том, что митрополит Иларион был удалён из ОВЦС из-за каких-то конкретных проступков на церковно-дипломатическом поприще, будь то «провал на Украине» или «разрыв с греками», едва ли стоит. ОВЦС при патриархе Кирилле утратил ту степень самостоятельности, что была у него в бытность председателем Кирилла-митрополита. Отдел не проводил никакой самостоятельной политики и методично исполнял поручения патриарха и Синода, о чём многократно говорил сам Иларион. Как выразился опальный протодиакон Андрей Кураев, «церковной жизнью и тем паче дипломатией руководит только один человек – сам патриарх. Остальные – перчатки, которые он меняет, когда хочет».
Собственно, никаких ярких высказываний по церковно-дипломатическим вопросам за все годы нахождения во главе ОВЦС Иларион не сделал. Гораздо более заметными для публики были его слова по вопросам биоэтики или, например, царских останков. О специальной военной операции Иларион не высказывался вообще.
Вероятно, отставка митрополита Илариона безотносительно никому не ведомого конкретного повода имеет рациональное обоснование, и на данном этапе Иларион принесёт больше пользы РПЦ, находясь в Европе, нежели сидя в Москве. Репутация миротворца, антисоветские взгляды, знание иностранных языков, высокий уровень культуры, добрые отношения с католиками и протестантами, хорошие манеры – всё это делает Илариона тем самым символом «русского православия с человеческим лицом», которого сейчас не видит западная аудитория. В том числе, благодаря беглым бывшим сотрудникам Патриархии, распространяющим в европейской прессе легенды о «ереси русского мира» и РПЦ как «церкви бога войны Марса». Ссылка в Венгрию на этом фоне выглядит не такой уж ссылкой, а скорее новым ответственным заданием, более, прямо скажем, подходящим личности митрополита Илариона, нежели работа церковной «говорящей головой» в Москве в условиях военных действий.
Назначение же на место Илариона митрополита Антония (Севрюка) также едва ли оправдает надежды православно-патриотического сектора, пьющего сегодня шампанское за «обновление курса ОВЦС». О митрополите Антонии публика знает не много, но известны о нём следующие вещи. Во-первых, он выпускник Санкт-Петербургских духовных школ, участник множества международных конференций, проходивший стажировку в университете г.Йоенсуу в Финляндии. Во-вторых, он лауреат премии имени митрополита Никодима (Ротова). В-третьих, он многолетний референт (с 2007 года) и личный секретарь (с 2009 года) патриарха Кирилла.
Иными словами, никодимовцы ещё себя покажут. Никодимовщина 2:0, перезагрузка?