Кто эти русские за МКАДом? 

Вопрос, где находится настоящая Россия, в мегаполисах или на гигантских пустошах между ними, риторический. Но поиск русского в России – задача интересная и по нынешним временам необходимая 

Музей судьбы русской деревни. Фото: Ktomy.media/Youtube

Музей судьбы русской деревни. Фото: Ktomy.media/Youtube

Москвичи и те, кто себя называют москвичами, уже привыкли к упрёкам, что они живут не в России. Мол, для того чтобы увидеть страну, необходимо выехать за МКАД. Отчасти жизнь за пределами столицы действительно разительно отличается от той, которую ведут жители «белокаменной». Основатели платформы Ktomy.Media Ирина и Михаил Разумовские решили показать, насколько Россия и её жители разнообразны, а культура – богата, и создали документальный альманах «Очаги». 

Очаги культуры

По словам сценариста и одного из режиссёров проекта Ирины Разумовской, такое название было выбрано неслучайно. Каждый из героев излучает тепло и свет, которыми делится с окружающими. Энергии персонажей документального альманаха хватит не только на небольшой регион – на всю страну. Создатели проекта уверены, что именно этот «огонь» способен сжечь сомнения многих людей в уникальности русской культуры.   

Героями, а если придерживаться терминологии авторов, «очагами» стали очень разные люди: дизайнер Антон и Александра Георгиевы, путешественник и автор проекта «Экстремальное искусствознание» Арсений Симатов, питерский художник и иконописец Александр Простев, создатели Музея судьбы русской деревни в Учме Василий Смирнов и Елена Наумова и основатель первого в Карелии Национального парка отец Олег Червяков. Персонажи документальных новелл продолжают путь героев первого сезона из Коломны, Тотьмы, Огаркова и Соловков. Пять новелл о тех, кто сохраняет и поддерживает огонь в увядающих, умирающих национальных традициях и промыслах, впервые вышел в 2020 году.

География проекта действительно подкупает своей широтой. Очаги загораются в разных регионах России: в Карелии, Бурятии, Ленинградской и Ярославской областях. Каждому отведено совсем немного экранного времени – чуть более десяти минут. Однако в этом, по словам создателей проекта, кроется стратегия по привлечению к экранам молодёжи.

«Мы живём в современном мире. Мы делаем проекты во многом для молодой аудитории, поэтому выбран такой короткий формат. Это большая боль особенно для людей старшего поколения. У нас нет задачи целиком рассказать историю героя, мы многое должны вырезать и убрать. Основная цель – за 10 минут дать прикоснуться к миру человека, рассказать о его убеждениях и взглядах», – добавляет Ирина Разумовская.

Образ слова или уникальный творческий приём

Вот перед зрительским взором возникает зелёная поляна с дворянской семьёй XIX столетия. На героях то ли исторического фильма, то ли костюмированной реконструкции белоснежные одежды, украшенные тонкими – в виде креста – вышитыми узорами. Это крестецкая строчка, производство которой чета Георгиевых возродила в Новгородской области.

Уникальный промысел зародился в Крестецком уезде в 1860 году, собственно, благодаря чему и получил своё название. Тогда покупателями (или как бы сейчас сказали, целевой аудиторией фабрики) были далеко не бедные люди. Состоятельные путешественники везли из села в Москву и Санкт-Петербург дорого украшенные тонким узором скатерти и полотенца. В советское время производство изделий было поставлено на поток, а вот с распадом Союза предприятие могло погибнуть окончательно. Но в 2015 году в здании, украшенном, как и изделия, белоснежной вышивкой, появились новые хозяева. 

Фото: vk.com/ktomy.media
Фото: vk.com/ktomy.media

По словам сценариста и режиссёра проекта, съёмочная команда долго искала художественный язык. Девушка шутит: творческие муки нередко доводили до ожесточённых споров, так что сорежиссёров (Ирину Разумовскую и Степана Воронежского) приходилось буквально разнимать. Эта роль досталась продюсеру Михаилу Разумовскому.     

«Когда мы задумывали проект, долго искали оператора, потому что нельзя было взять первого, пришедшего на ум. То, что мы стали работать со Степаном, – большая творческая удача, потому что ему удалось передать атмосферу полного присутствия на месте событий, а также создать дыхание кадра», – отмечает Михаил.

Невероятные живописные виды одной новеллы сменяются яркими кадрами производства другой, очертаниями святых ликов или изображениями наличников деревянных резных окон в Музее судьбы русской деревни третьей.

«Это история конкретного села начиная с XV века и судьба русской деревни глобально, потому что на наших глазах ушла целая цивилизация. Мы попытались ухватить момент», – рассказывает в интервью Елена Наумова. Она супруга Василия Смирнова, который придумал и создал музей в Учме, посёлке в Ярославской области.

Несколько деревянных изб, в которых проживает не более двадцати человек, спокойная заводь Волги, раздолье и тишина – это живописная картина российской глубинки. Хотя, кстати, Учма находится не так далеко от шумной столицы – всего порядка трёх сотен километров.  

«Наш музей создан для того, чтобы простой, невидимый горожанину человек не был безликим и оставил за собой след. Мы очень трепетно относимся к частным коллекциям в составе нашей экспозиции. Для нас важно, чтобы люди почувствовали мировоззрение и философию последних колхозников и рыбаков Учмы», – добавляет Елена, показывая музей съёмочной группе.

Кто мы есть и откуда   

Уже не первый год основатели платформы Ktomy.Media Ирина и Михаил Разумовские, продолжая деятельность своего отца – историка, писателя и телеведущего Феликса Разумовского, – ищут ответ на экзистенциальный вопрос: кто мы. Поискам идентичности русского народа Разумовские посвятили уже ряд документальных проектов. Среди громких работ мемуары под названием «Живые мемории», а теперь и очень тёплый во всех отношениях этого понятия документальный киноальманах «Очаги» и второй сезон «Очаги. Новые серии». Разумовские называют персонажей новелл героями нашего времени. Они уверены, что именно созидатели способны помочь в поисках ответа на вопрос, кто мы.

По роду профессии создатели проекта – люди творческие. Они занимаются сохранением исторического и культурного наследия уже не первый год. Ирина – специальный корреспондент телеканала «Культура» и режиссёр документальных фильмов, Михаил – архитектор. Поэтому Разумовские часто ездят по стране, знакомясь с её жителями, отыскивая «жемчужины» для своих медиапроектов.

«Однако есть удивительные случаи, когда герои нас находят сами. Например, в этом сезоне таким стал отец Олег. Встреча с этим человеком перевернула нашу жизнь множество раз, хотя в открытых источниках о нём информации практически нет. Много лет назад он написал письмо от руки нашему отцу и рассказал про свою жизнь. Я тогда сразу подумала, что это кино. Очень долго мы ждали этой встречи, а когда наконец дождались, было сложно смириться, что его историю также необходимо будет вписать в один эпизод альманаха. Я мечтаю снять про него полный метр», – добавляет Ирина.

Фото: Ktomy.media/Youtube
Фото: Ktomy.media/Youtube

Путь России и русских

Большинство зрителей на показы документального альманаха приходят, чтобы посмотреть на природу и особенности национальной культуры. По словам многих, из сегодняшней Москвы очень трудно дотянуться до русского, самобытного, вот и приходится созерцать страну на экране.     

«Я увидела Россию настоящей. Нам здесь очень её не хватает. Такие фильмы помогают открыть себя», – отмечает Наталья Ругулина, одна из зрительниц.

Найти в себе новые грани пытались и создатели документального альманаха, приступая к созданию проекта. Идея родилась ещё лет семь назад, однако наиболее актуальной она стала для творческой команды после работы над «Живыми мемориями». По словам Ирины, их с братом часто спрашивают: не хотят ли они эмигрировать из страны, поскольку в основном раскрывают уникальность забытой культуры. Документально-анимационный сериал задумывался как сборник воспоминаний давно ушедших людей. В том числе чтобы запастись аргументами, основатели Ktomy.Media отправились на поиски настоящей русской идентичности. Ирина Разумовская уверена, что свои «Очаги» должен снять каждый, кто хочет поразмышлять над уникальной историей и путём развития России.   

«Мы демонстрируем, что наша замечательная, богатая культура не просто не утеряна, она сохраняется и развивается благодаря этим людям. Они вопреки всем обстоятельствам, которые с каждым годом становятся всё сложнее, продолжают заниматься своим большим делом. Будь то фабрика “Крестецкая строчка”, которая должна была свернуть всю свою деятельность после введения европейских санкций, будь то небольшой музей в малонаселённой деревне, где помимо его снабжения и организации необходимо успевать вести домашнее хозяйство, отвозить ребёнка в школу за несколько десятков километров.  “Очаги” – большой путь за МКАД. Люди там живут кардинально по-другому», – добавляет Ирина.  

Большинство зрителей согласны с создателями киноальманаха. Некоторые уже пользуются предложенной режиссёрами схемой познания России и русского народа. Например, Андрей Сягаев порядка десяти лет вместе с детьми устраивает такие поездки. Правда, не для того, чтобы рассказать о героях настоящего времени, а прочувствовать то, чем они живут, и помочь им. Андрей говорит: «В наших силах поддержать тех, кто тянет на себе тяжёлую ношу сохранения и распространения культуры. Эта работа даже не столь важна для героев, сколько для детей, которые им помогают. Они должны видеть и понимать, на чьих плечах держится наша страна. Созидание возможно в любых условиях и обстоятельствах».

Поклонники проекта отмечают, что после 1917 года в народе утеряна энергетика, которая была в царской России. Однако новеллы, рассказывающие о жизни и мотивации простых людей к созиданию, демонстрируют то, что, несмотря на все исторические перипетии и тяжёлые периоды, ещё есть возможность повернуть время вспять. Впрочем, чтобы насыщать общество вдохновением и уверенностью в собственных силах, необходимо знакомство с подобными героями.  

Финал второго сезона документального проекта «Очаги. Новые серии» авторы оставили открытым. Герой последней новеллы отец Олег задаёт себе, съёмочной группе и зрителям риторические вопросы, на которые он всю свою жизнь пытается найти ответы, проводя  службу на необитаемых островах Республики Карелия: «Кто мы на этой земле, чья эта земля, кому она принадлежит, стоим ли мы на этой земле или она чужая?»

Читайте также