«Никогда не врите ФСБ и не пытайтесь перехитрить»

Сотрудничать с «органами» или нет – каждый решает наедине со своей совестью. Но что делать, если вас принуждают? И какие последствия повлечёт за собой отказ?

Говорят, что в каждом коллективе больше 20 человек есть агент ФСБ. Проверить это почти невозможно: не для того агентов вербуют и внедряют, чтобы мы могли их посчитать. Наверняка можно сказать одно: в целом эти слухи не миф. Подтверждение тому регулярно появляется в социальных сетях и СМИ, когда отказавшиеся сотрудничать люди, опасаясь последствий, рассказывают о неудавшейся вербовке публично.

Последний громкий случай произошёл в октябре этого года. Студент Иркутского государственного университета Артём Яковлев записал видеообращение, в котором рассказал, как его пытались завербовать сотрудники ФСБ. Сначала его спрашивали о взглядах (молодой человек признался, что он анархист), увлечениях, планах на жизнь и о товарищах-анархистах, а затем предложили сотрудничество. После отказа Яковлеву начали угрожать проблемами с учёбой и отправкой в армию в «очень замечательную» часть. В итоге, как рассказал студент, он согласился на сотрудничество, однако решил записать видео о случившемся, поскольку опасался за свою жизнь, а также за жизнь родных и близких. В рунете это видео больше недоступно, но остались перепубликации в других доменных зонах.

В 2014 году другой политический активист и на тот момент студент РГТУ-МАТИ им. Циолковского Юрий Левицкий тоже оказался под давлением. Его пригласили на разговор прямо с экзамена.

Но самым резонансным скандалом последних лет стал открывшийся «роман» ФСБ с руководством МГУ им. М.В. Ломоносова. Ещё в 2009 году всплыла история о том, как сотрудник ФСБ предлагал студенту филологического факультета МГУ и активисту движений «Оборона» и «Солидарность» Александру Савельеву поработать с властью. А в июне 2018 года инициативная группа студентов МГУ заявила, что в вузе устоялась «репрессивная система», а его руководство сотрудничает со спецслужбами. Заявление было распространено в паблике МГУ в соцсети «ВКонтакте». Что стало известно студентам? Например, что в главном вузе страны постоянно присутствует значительное число «прикомандированных» сотрудников ФСБ и других спецслужб или тесно связанных с ними людей. Формально они занимают разные административные должности: помощник ректора, заместитель начальника Управления общежитиями и др. А значит, за студентами установлен практически круглосуточный контроль. Кроме того, на факультете политологии недавно появился спецкурс «Информационные войны и операции по вмешательству во внутренние дела РФ» от бывшего сотрудника ФСБ. На примере дела Скрипалей студентам объясняли, как Россия допустила «ряд проколов» в истории с раскрытыми в Великобритании российскими агентами «Бошировым» и «Петровым».

Вне зависимости от вуза встречи сотрудников спецслужб со студентами проходят по одному сценарию: опрос, приглашение к сотрудничеству и просьба о неразглашении.

– Строго говоря, оперативники всегда активно занимаются вербовкой.  По закону об оперативно-розыскной деятельности это нормально, рассказывает в одном из своих интервью глава международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков. – Но государство криминализировало всю оппозиционную и даже – шире – нелояльную властям гражданскую активность. Поэтому силовики копают там, где им ставят задачу. Вопрос не в том, кого они вербуют, а в том, для чего. Если бы это была вербовка тех, кто может владеть информацией об активности ИГИЛ (запрещена на территории РФ) в российских вузах, это вызывало бы только поддержку широкой общественности. Но они вербуют тех, кто может сообщить о нелояльных однокурсниках, а это чистой воды функция государственной тайной полиции.

Насколько это опасно – ответить отказом на предложение о сотрудничестве, да еще рассказать об этом в социальных сетях? Корреспондент «Стола» поговорила с людьми, которые однажды не побоялись это сделать.

– Сам я с ними не разговаривал, они приходили к проректору нашего Свято-Филаретовского института Дмитрию Гасаку, – рассказывает сотрудник института Кирилл Мозгов. – Но я решил об этом написать в своем ЖЖ, где на тот момент было много читателей. Последствий практически не было. Они только спросили проректора, почему сотрудник об этом пишет. Ведь разговор вели не с ним. Дмитрий ответил, что у него нет секретов от своих подчинённых. Насколько я знаю, больше подобных встреч не было.

Если вдруг ФСБ посчитает вас подходящей кандидатурой для сотрудничества, а вы не хотите этого, то лучше прямо об этом сказать, советует пресс-секретарь «Открытой России» Наталия Грязневич. В августе этого года в своем блоге на «Эхе Москвы» она разместила запись о необычном визите сотрудника ФСБ с букетом цветов в её квартиру.

Как вести себя в подобной ситуации?

Я бы посоветовала не вступать с ФСБ ни в какие контакты, –  говорит Грязневич. – Если вдруг окажетесь в такой ситуации, никогда не врите им и не пытайтесь их перехитрить. Будьте честными и принципиальными. Скажите, что подобное общение не приемлемо для вас и все вопросы вы будете решать с адвокатом. Тогда никаких проблем не будет.

Читайте также