Игра в пас

...Не для нас? Патриарху Кириллу предлагается хороший шанс прервать плохие новости

Кирилл (патриарх Московский)

Кирилл (патриарх Московский)

Политический фон середины недели – и внешний, и внутренний – тоскливей некуда, и к этому трудно привыкнуть. США предлагают ЕС отказаться от «Северного потока – 2» в ответ на задержку моряков после конфликта в Керченском проливе, а также Америка намерена выйти из договора 1987 года о ракетах средней и малой дальности. Это значит, что уже через год Россия и Европа могут ощетиниться крылатыми ракетами, на которые ПВО не успевает реагировать. Россия объявила, что её небо с 1 декабря охраняет лазерный комплекс «Пересвет», но от этого почему-то становится только страшней. Не успокаивает даже то, что Министерство обороны строит себе «главный храм» в привычно «сжатые сроки», а военный министр РФ просит благословение у патриарха.

Партия «Единая Россия» решила принять на этой неделе свой свод заповедей. Будет возможность сравнить их с Божьими. Говорят, их будет около пяти, и цель их вполне духовная – забота о моральном облике партийцев.

Даже смех, который порой вызывает политический государственно-церковный альянс, получается тоскливый. На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы  200 или 300 тверских чиновников поехали на богослужение в Успенский собор Московского кремля в приказном порядке по рабочему плану. Тверской губернатор Игорь Руденя помчался на служебной машине, а чиновники и депутаты – на пригородном поезде «Ласточка». Из-за этого паломничества пришлось отменить плановую электричку до Москвы. В пригородной пассажирской компании отмену объяснили техническими причинами. Эта вчерашняя поездка была приурочена к дню памяти святого князя Михаила Тверского, который отмечают сегодня, 5 декабря. Согласно преданию, после разгрома тверской дружиной войска московского князя Юрия Даниловича и татарского Кавгадыя, а также смерти в тверском плену дочери хана Узбека, князь Михаил сам поехал в Орду, чтобы отвести гнев татар от родной Твери. Это случилось в 1318 году, ровно 700 лет назад. Там, в Орде, он был убит людьми своего родственника – московского князя, которые на глазах татар вырезали у него сердце. Эта история тверского князя Михаила – пример служения ходатайства, или печалования, за своих земляков до смерти.

***

Текущая неделя даёт нам повод снова заговорить о возможностях христианского заступничества, когда-то бывшего традиционным на Руси. Митрополит Одесской епархии УПЦ МП Агафангел обратился с письмом к патриарху Кириллу с просьбой оказать содействие в освобождении арестованных украинских моряков.  «В данный момент, – пишет митрополит Агафангел, – только Православная церковь может стать единственным звеном, находящимся над противоборством, чей авторитетный голос может быть услышан по обе стороны возникшего конфликта». Так и есть… При всём недоверии всех ко всем в сюжете с конфликтом в Керченском проливе это видится очень хорошим ходом – даже многоходовкой, хоть мы и знаем наше национальное неумение играть в пас – что в футболе, что в политике. Кто-то да начнёт задерживать мяч, жадничать и тупить, пока не потеряет.

До сих пор мы не слышали громких просьб об освобождении пленных к правительству  от предстоятелей РПЦ советского и постсоветского периода. Если они прозвучат, это может стать первым сильным ходом в отношениях МП с государством. Пусть все хором закричат, что такое обращение патриарха к президенту РФ кем-то почему-то хитро срежиссировано, – это может принести добрый плод всем. УПЦ МП выступает ходатаем за родных украинцев, РПЦ возвышает свой голос за узников, президент РФ откликается на просьбу, отпускает головную боль, и у Запада есть повод не добавлять очередные санкции. Не говоря о самом главном:  люди, заложники подлой и неразумной политической воли, окажутся на свободе. Смогут ли церковь и государство друг другу помочь в этот раз?..

Такое обращение патриарха было бы важно и для имиджа Русской церкви, которую информационно постоянно шельмуют и государственные, и оппозиционные, а то и сами церковные СМИ – как в случае с украинской автокефалией, законами Яровой, Исаакиевским собором, который, кстати, до сих пор не перешёл в безвозмездное пользование РПЦ, хоть и было принято такое решение петербургскими властями. Тоже из-за неумения ни верно отдать пас, ни хорошо принять.

Читайте также