Воскресение Христа. Стол библейских справок 

Историческая наука не подтверждает и не опровергает событие Воскресения, она изучает свидетельства современников и отдает предпочтение самым ранним из них. Ну а мы с её помощью можем понять, как Пасхальная весть звучала в ранние эпохи христианства

Икона

Икона "Воскресение — Сошествие во ад". Фото: Архангельский музей изобразительных искусств

Древнейшие упоминания о воскресении Иисуса содержат письма апостола Павла – самые ранние христианские источники. Самым древним из них считается 1-е послание к фессалоникийцам, написанное около 50 года. В нём Павел кратко фиксирует существовавшую тогда веру в сам факт воскресения: «Мы верим, что Иисус умер и воскрес». Подробностей, однако, он не приводит.

Более значимым представляется свидетельство из 1-го послания коринфянам, написанного в 53-м или 54 году. На первый взгляд, это обобщение евангельских рассказов. Но есть детали, которых ни в одном Евангелии нет.

«Ибо я первоначально преподал вам то, что и сам принял: что Мессия умер за грехи наши по Писанию; и что он был погребён, и что был воскрешён в третий день по Писанию; и что явился Кифе, потом Двенадцати; потом явился более нежели пятистам братьям в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем апостолам. А после всех явился и мне как некоему извергу», – говорится в послании.

Павел рассказывает о том, что сам узнал, став христианином, то есть предание, существовавшее задолго до написания письма. Вероятнее всего, его передали новообращённому христиане Дамаска около 33 года. Однако не исключено, что эти сведения (или часть из них) он получил несколькими годами позже в Иерусалиме от апостолов Петра и Иакова.

Исторический интерес представляют и причины написания письма коринфской общине. Павел узнал, что не все христиане верят в будущее воскресение. Некоторые понимали воскресение образно – как более полноценную просветлённую жизнь в настоящем. Это могло привести к тому, что и воскресение Иисуса они тоже стали понимать иносказательно. Апостол, как мы видим, настаивает на том, что Христос воскрес совершенно буквально – в теле, и что многие его видели.

 

Древнегреческий папирус содержащий второе Послание Коринфянам. Фото: University of Michigan / Chester Beatty Library
Древнегреческий папирус содержащий второе Послание Коринфянам. Фото: University of Michigan / Chester Beatty Library

Это понимание Воскресения стало каноническим для церкви, и оно же определяет, какого воскресения мы чаем «в будущем веке» для себя.

Читайте также