– Вы производите очень специфический товар – косоворотки, который десять лет назад ещё мог не найти своих покупателей. Сегодня люди, готовые носить нечто национальное, появились. Как бы вы их охарактеризовали? Для кого шьёте?
– Поскольку наши косоворотки – это, по сути, классические офисные рубашки, только с характерным смещённым воротом, их удобно носить под костюм и они не требуют от своих владельцев быть приверженцами этностиля. И ориентируемся мы на три категории покупателей. Первая – это молодые люди, которые не только в своём рабоче-домашнем пузыре сидят, но им интересно что-то, связанное с историей своей страны, с защитой аутентичности – той же городской среды и прочее. В этой первой группе больше, конечно, мужчин, но есть и девушки: мы же шьём женские косоворотки. И в последние месяцы пошёл какой-то бум как раз на женские модели. Вторая группа – это люди на пике профессиональной карьеры, которым хочется добавить национальную чёрточку своему образу, а мы это делаем так, что они могут без проблем носить косоворотку под пиджак в свой «Газпром» или «Сбербанк». Наконец, третья группа – это уже совсем солидные мужчины, которым никому ничего не хочется показывать/доказывать, но иногда для души приятно надеть что-то классное и необычное. В случае со второй и третьей группой часто оказывается, что наши настоящие клиенты – это жёны, выбирающие подарки для своих супругов, и отзывы нам оставляют в основном они. Ну что ж, это тоже неплохо: косоворотка стала популярным подарком.
– Почему вы вдруг решили шить косоворотки?
– Последние несколько лет перед пандемией я работал в распределённой компании в сфере IT, регулярно ездил туда-сюда между Россией и скандинавскими странами, а пандемия на время выключила меня из этой гонки. Я решил не подписываться на новые проекты и придумать что-то своё. Идея с производством неклюквенной национальной одежды всегда меня занимала, и я решил попробовать. Много лет мне было будто бы жалко, что в России ты не можешь купить нормальную национальную одежду, которую легко и удобно носить каждый день куда угодно. То есть я думал: в разных странах такое есть, есть свои национальные мотивы в одежде, которые делают её узнаваемой, почему же у нас такого нет? Оглядываясь назад, я понимаю, что были умельцы, которые этим занимались, просто не на виду, их сложно было с ходу найти. Поэтому я составил простейший бизнес-план: допустим, буду продавать 20 штук косовороток в месяц – уже хорошо, а дальше займусь чем-то ещё. Но постепенно мы стали производить по сто рубашек в месяц и сообразили, что эта идея масштабнее, чем казалось сначала.
– Откуда взялась идея с производством, как вы сказали, неклюквенной русской одежды?
– Я помню, как в 2010-м году, когда ещё была жуткая жара и смог, купил где-то у Третьяковки на уличной ярмарке свою первую косоворотку – из грубого льна, и потом долго носил её как домашнюю одежду. Не могу сказать, что тогда я «заразился» темой, но определённо мне понравилась косоворотка как одежда. Её преимущество хотя бы в том, что национальный элемент здесь в целом строгий и лаконичный. Можно оставить очень классическое исполнение рубашки, просто сместив её ворот, и она приобретёт русский колорит. На мой взгляд, это очень удобно, гораздо удобнее, чем та же вышиванка или латиноамериканские рубашки, или южноафриканские и т. д., которые – что ни делай – несколько странно смотрятся «под пиджак».
– А вы не думали, что косоворотка – всё-таки элемент деревенской культуры, поэтому носить её «под пиджак» странно?
– Я стараюсь не спорить на эту тему, но раз уж вы спросили, то есть два коротких ответа: во-первых, косоворотку носили горожане и даже последний наш император – Николай II; во-вторых, мы не делаем традиционную крестьянскую русскую рубашку, мы делаем современную рубашку, которая намекает на русскую тему, и с чем её носить – каждый вправе решать сам. Наверное, стоит чуть развернуть первый тезис. Ну, смотрите: косоворотка как великорусское изобретение, конечно, имеет деревенское происхождение, но вся русская императорская армия в первую мировую, например, уже была одета в косоворотки (прямой ворот у военной формы появился при большевиках). Косоворотку в том виде, в котором она дорога нам (без дополнительных орнаментов, вышивки) в начале ХХ века носили и мещане, и купцы: достаточно посмотреть дореволюционные фото. В конце концов, она стала просто модным предметом одежды с очень многозначной символикой: повторю, её носит и Николай II и, скажем, революционный писатель Максим Горький, и поэт с имиджем гуляки Сергей Есенин, и даже зарубежный художник Альфонс Муха (чтобы ненароком подчеркнуть своё славянство). Косоворотка гораздо сложнее, чем «деревенская рубаха». Дизайнеры русской одежды любят вспоминать, что в косоворотки одет клан Атрейдесов в последнем фильме «Дюна» Дени Вильнева, а им не откажешь в изяществе и вкусе (или не им, а художнице по костюмам Жаклин Уэст).
– Вы упомянули, что косоворотка может быть символом, неким намёком… на славянскость? На русскость?
– Скорее всего, да. Волна любви к своему, включая своих производителей, свою одежду в последние пять лет нарастает. Года с 2018-го точно. Когда я вбиваю в интернете «хороший российский производитель кроссовок», «русские пиджаки» и так далее – за пару минут я нахожу фирму или производителя, который что-то такое делает на мировом уровне. И покупателям стало просто приятнее носить что-то, сделанное в своём городе, имеющее местечковый, а не глобальный бренд. А если говорить, какой комплекс идей связан с ношением косоворотки, то для меня самое близкое – это любовь к истории своей страны. Мне лично нравится красота старины, в том числе красота старого костюма: у меня есть романтизированное представление о дореволюционных вещах, когда всё было качественно и ладно. Но, замечу, встречаются покупатели, которые только от нас и узнают, что оригинальное название великорусской рубашки – косоворотка. Так что далеко не все обязаны считывать все смыслы.
– Вам легко найти поводы для любви к своей стране, своей истории?
– Я не вижу большой нужды искать поводы. Вообще у меня никогда не было проблемы, что ты приезжаешь куда-то за рубеж и тебе стыдно за родину и проч. Конечно, в какой-то момент на нас хлынуло западное благополучие, но меня оно не оглушило: я никогда не хотел переезжать, эмигрировать и т.д. Когда случались длительные командировки, я ставил мысленный эксперимент: вот если нужно будет переехать – ты готов? Наверное, готов, могу, но меня не оставляло чувство, что мне будет, во-первых, довольно скучно, во-вторых, я стану культурным инвалидом. Просто для меня вещи практического характера никогда не были достаточной причиной, чтобы вырваться из своей земли и где-то ещё прирасти. Но если кому-то поводы для гордости своей страной нужны, то тут всё просто: открываешь любую энциклопедию, смотришь фамилии, которые заканчиваются на -ин, -ов, -ий и т.д. – и вопросы снимаются.