Дальше судьба юного Марлена складывалась не так уж и плохо. На фронт Второй мировой войны он не попал по состоянию здоровья, зато, несмотря на «пятно» в анкете, смог поступить во ВГИК и кончить его за год до смерти Сталина.
Слава к молодому режиссёру приходит вместе с оттепелью. Но не за историческую драму и не за ответ творческой интеллигенции на разоблачение культа личности, а за первую культовую советскую мелодраму «Весна на Заречной улице». Это трогательное кино никак не омрачало чело зрителя, а напротив, уводило гулять его мысли по весенним улочкам, дышащим любовью строгой учительницы и повесы сталевара. Это было отдохновение для военного поколения, которое ещё только начало осознавать послание ХХ съезда ЦК КПСС, где жёстко критиковались «Сталинские перегибы» и предлагалось вернуться к «Ленинской линии партии».
Именно по этой стезе кино о понятных человеческих отношениях пошёл режиссёр. В 1965 году он получил приз Венецианского кинофестиваля за картину о проблемах молодёжи «Мне двадцать лет», а медведя Берлинского фестиваля и «Нику» ему дали уже после распада СССР.
Марлен Хуциев посвятил кинематографу всю свою жизнь, никогда не отходил «от станка», но снял всего 9 картин, среди которых одна студенческая короткометражка, одна телевизионная и одна неигровая работа. Он мыслил в духе своего времени, старался, как сейчас говорят, отвечать на социальный заказ.
Конечно, он знал, что такое цензура. В интервью режиссёра на «Радио Свобода» говорилось, что в его работе «Июльский дождь» одна сцена снималась практически для того, чтобы накормить ей цензоров:
– Там была, конечно, цензура, но в чем-то да, а в чем-то нет. Я все-таки все свои картины сделал, хотя меня заставили вырезать из «Июльского дождя» одну сцену. Я, когда мы сочиняли сценарий, так её и назвал «арбуз на вырез», я знал, что её все равно вырежут. Там есть такая история, как героиня ходит в качестве агитатора, она попадает к сумасшедшему энкавэдэшнику, ей сразу становится понятно, что он сумасшедший. Вначале зрители смеются, а потом, когда становится ясным, что он сумасшедший, тогда мёртвая тишина в зале. Эту сцену не разрешили категорически.
Так же и в работе «Был месяц май» из сценария вытерли сцену, где говорилось о том, что маленького ребёнка съели свиньи, т.к. семья жила в хлеву – этого высказывания о быте семьи в стране, победившей Гитлера, допустить было нельзя!
При этом советская система кинопроизводства Хуциеву была гораздо ближе и понятнее нынешней Российской за её точность и продуманность. К Сталину режиссёр относился почтительно, а Хрущёва не любил за мелкость позиции.
– Я за объективное освещение истории. Что нельзя у него отнять – и должно остаться, и плохое, и хорошее. Войну, конечно, он (Сталин) сыграл не важно, был он полководец или не был, он был объединяющей силой, а он умел руководить, держать. Благодаря ему мы и выиграли, потому что всё в конце концов организовал... Конечно, жуткая история с разгромом армии, 1937 год. Но мы ничего про это не знаем.
А к главному идеологу современного культурного цеха министру культуры РФ Владимиру Мединскому Хуциев относился с весомой долей презрения, говоря, что тот вызывает у мастера «ощущение абсолютного ничтожества».
Так что гражданская позиция со сложной биографией Марлена Мартыновича, помноженная на его действительный талант, любого внимательного человека заставит задуматься о перипетиях в судьбе нашей страны. А кого-то подтолкнёт и к тому, чтобы пересмотреть картины Хуциева. Это ли не признак величия ушедшего режиссёра?