Музей архитектуры имени Щусева открывает масштабную выставку к 150-летию своего основателя «Алексей Щусев. 150». Зрителям представлено около двухсот архитектурных проектов, созданных Алексеем Щусевым в самых разных стилях – от неорусского до конструктивизма. Среди них Мавзолей, Казанский вокзал, гостиница «Москва», Театр оперы и балета в Ташкенте, а также его авангардные искания в виде санатория в Мацесте и здания Наркоминдела. Также в экспозицию включены ученические и художественные работы мастера, архивные фотографии, письма, документы.
Куда пойти: Музей архитектуры им. А.В. Щусева
Адрес: Москва, ул. Воздвиженка, 5/25
Возрастное ограничение: 6+
* * *
В этом году 150 лет исполняется и художнику Николаю Рериху, и в честь юбилея Новая Третьяковка открывает долгожданную ретроспективу творческого наследия «мастера гор». В экспозиции свыше сотни картин и графических листов – от знаменитых шедевров раннего творчества «Гонец» и «Заморские гости» до работ индийского периода «Гуга Чохан» и «Ченрази». Также на выставке Рерих представлен как гениальный театральный художник. Впервые публике продемонстрируют отреставрированный театральный задник размером 10×23 метра (теперь это самый большой экспонат в Третьяковке), который Рерих создал в 1908 году для дягилевского балета «Половецкие пляски». Его приобрели в 2021 году вместе с коллекцией костюмов «Русских сезонов», которую год назад можно было увидеть на выставке «Дягилев. Генеральная репетиция». На протяжении многих десятилетий декорация хранилась накатанной на вал и теперь нуждается в масштабном восстановлении – первый этап завершён специально к выставке.
Куда пойти: Новая Третьяковка
Адрес: Москва, Крымский Вал, 10
Возрастное ограничение: 0+
* * *
Исторический музей представляет экспозицию «Записки ювелира. Бриллиантовая история», посвящённую традициям преемственности в российском ювелирном искусстве. Задача открывающейся выставки – познакомить посетителей с драгоценными шедеврами, созданными в XVIII веке для российских императриц, а также представить произведения современных мастеров, вдохновлённых великим наследием русской культуры. Экспозицию выставки открывает реплика главной династической регалии и монархического символа Российской империи – Большой императорской короны, созданной мастерами компании АЛРОСА в 2012 году по заказу Гохрана России. Оригинал же создал в 1762 году известный придворный ювелир Иеремия Позье специально для коронации Екатерины II.
Также в экспозиции представлены бриллиантовые броши, табакерки и другие предметы личного обихода императриц из собрания ГИМ, Государственного Эрмитажа и Гохрана России.
Куда пойти: Государственный исторический музей
Адрес: Москва, Красная пл., 1
Возрастное ограничение: 0+
* * *
В Музее русского импрессионизма открывается выставка живописи и графики «Автор неизвестен. Коснуться главного», которая представляет работы неизвестных художников рубежа XIX–XX веков. Хотя их имена не установлены в силу исторических обстоятельств, эти работы в мастерстве ничуть не уступают известным живописцам. Поэтому кураторы предлагают необычный опыт – абстрагироваться от личности художника и оценить картины, исходя из основных художественных категорий.
Для этого пространство музея превратится в мультисенсорную лабораторию, состоящую из семи разделов: свет, цвет, форма, композиция, фактура, точка и линия, звук и движение. Гости выставки смогут разложить луч света на цвета, подобрать колористические сочетания, рассмотреть под лупой фактуру холста, а также собрать кубистическую композицию и даже разместить собственное произведение в музее.
Куда пойти: Музей русского импрессионизма
Адрес: Москва, Ленинградский, 15, стр. 11
Возрастное ограничение: 0+
* * *
Stella Art Foundation представляет первый масштабный выставочный проект в новом пространстве фонда – «Парсуны нон грата» художников Бориса Орлова и Сергея Шеховцова. Выставка соберёт более 60 работ авторов, среди которых никогда прежде не экспонировавшиеся произведения классика соц-арта Бориса Орлова и скульптуры Сергея Шеховцова, охватывающие 25-летний творческий путь художника.
Художник Борис Орлов, стоящий у истоков соц-арта, начиная с середины 70-х разрабатывает строгую систему функционирования подсознательного советской идеологии.
– Меня больше всего интересовал феномен империи, а тогда этого слова даже произнести вслух нельзя было, – говорит Борис Орлов. – А я, такой молодой и смелый, вдруг стал в своём творчестве эту тему разрабатывать. И изучая весь опыт и принцип работы машины советской пропаганды, я увидел, что весь визуальный опыт Советского Союза базируется на визуальном наследии всех мировых империй, от Александра Македонского через Рим, Наполеона, сталинский стиль и прямиком к Брежневу. Тема власти всегда была для меня очень важна, но сам я никогда политикой не занимался, так что сказать, что я политический художник, неправильно. Я скорее исследователь, наблюдатель, художник-политолог.
Куда пойти: Stella Art Foundation
Адрес: Москва, 1-й Красногвардейский пр., 15, ММДЦ «Москва-Сити», башня «Меркурий», 2-й этаж
Возрастное ограничение: 0+
* * *
Фонд Ruarts представляет первую персональную выставку Nootk – современного российского художника, объединившего в своём стиле влияние уличной культуры с интересами в области иллюстрации и мультипликации.
Проект «Гештальт» – это 10 работ, эскизы для которых были сделаны в разное время, но закончены только в 2022-м и 2023 годах.
– Идея сделать персональный проект родилась несколько лет назад, – говорит сам художник. – Я активно готовился и за месяц, путешествуя по Азии, отрисовал целую скетч-тетрадь. Идеи часто рождались спонтанно, эскизы получались живыми, выразительными. Персонажи жили в ярких красках тайских городов. Но по приезде рюкзак постирали, не проверив отделения. Все эскизы превратились в бумажную кашу. Выставка была отложена на неопределённый срок. Говоря языком современной психотерапии, я понимал, что, не сделав выставку, я не закрою этот гештальт.
Куда пойти: Ruarts
Адрес: Москва, 1-й Зачатьевский пер., 10
Возрастное ограничение: 0+
* * *
Творческое объединение «Художники Чертанова» представляет персональную выставку Никиты Соловьёва «THE PSЫ».
Выставка «THE PSЫ» посвящена графическому изображению собак разнообразных пород, выполненных во время самоизоляции. И это уточнение неслучайно: по мнению художника, собаки – единственные животные, способные распознавать эмоции и сопереживать своим хозяевам.
Куда пойти: Библиотека №151
Адрес: Москва, микрорайон Северное Чертаново, 2, корп. 207
Возрастное ограничение: 12+
* * *
Российский национальный музей музыки представляет выставку «Искусство игры: шахматы – музыка» – о знаменитых музыкантах, увлекавшихся шахматами, и выдающихся шахматистах, умевших петь или играть на музыкальных инструментах. Выставка проходит в Музее С.С. Прокофьева не случайно: композитор был страстным поклонником шахмат, называл игру в шахматы «музыкой мысли» и часто встречался за шахматной доской с известными гроссмейстерами – Эммануилом Ласкером, Хосе Раулем Капабланкой и другими.
Куда пойти: Музей С.С. Прокофьева
Адрес: Москва, Камергерский пер., 6/5, стр. 3
Возрастное ограничение: 0+
* * *
Русский музей впервые за тридцать лет масштабно покажет работы Павла Кузнецова, ученика Серова и Коровина, из коллекции самого автора, приобретённой в 1974 году у его племянницы. Также будет представлена живопись и графика Кузнецова из частных коллекций.
Павел Кузнецов состоял в объединении «Голубая роза», а в советское время работал над темами колхозного и индустриального строительства. Знаковыми стали работы художника 1910-х годов, когда он ездил по Заволжью и Туркестану, знакомился с природой и бытом народов Востока. Из вещей этого периода в Корпусе Бенуа покажут «Продавца птиц», «Гадание», «Стрижку овец», «Дождь в степи» и другие работы.
Куда пойти: Государственный Русский музей
Адрес: Санкт-Петербург, Инженерная ул., 4
Возрастное ограничение: 12+
* * *
Дом Радио и MYTH Gallery открыли совместную выставку Вадима Михайлова и Ульяны Подкорытовой «И просто, и тёмно». Название проекта – строчка из стихотворения Марины Цветаевой, которое говорит о преображении, трансформации некой лирической героини, показывая, как одно состояние магическим образом переходит в другое. Ей вторит разделённая на два экспозиция: мрачные образы Вадима Михайлова заняли светлое пространство на верхнем, седьмом этаже Дома Радио, а к объектам Ульяны Подкорытовой, которые тем и или иным образом транслируют «свет», необходимо будет проследовать в подвальный бар.
Сама выставка станет путешествием между двумя полярными мирами, которые протянулись через все этажи Дома Радио. Чтобы увидеть один мир, зритель обязательно должен будет пройти через мир полярный.
Куда пойти: Дом радио
Адрес: Санкт-Петербург, Итальянская улица, 27
Возрастное ограничение: 18+
* * *
Театр сатиры открывает сезон премьерой по пьесе, которую знают наизусть буквально все зрители: речь идёт о пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич», ставшей основой для кинокомедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».
Но режиссёр-постановщик Сергей Газаров решился на рискованный эксперимент, попробовав «выключить» в сознании зрителей кинокомедию и предложив им оригинальное прочтение Булгакова – в конце концов, Михаил Афанасьевич написал эту пьесу специально для Театра сатиры. И здесь же – почти 90 лет назад – прямо на генпрогоне, здесь же, в Театре сатиры, цензура запретила эту пьесу. И вот справедливость восстановлена.
Если Гайдай перенёс действие пьесы в 70-е, то Газаров оставил всё, как у Булгакова: 30-е, коммунальная квартира в доме №19 по Банному переулку, где живёт инженер Тимофеев (и догадайтесь с трёх раз, почему он собирает машину времени не в закрытом институте НКВД, а у себя дома), и актриса немого кино Зинаида Михайловна.
Режиссёр Якин получился вылитый Сергей Эйзенштейн – знаковая фигура того времени.
Этот – как сегодня Константин Эрнст уводит Ольгу Бузову из подпольной лаборатории Константина Перельмана.
И государь Иоанн Грозный вовсе не напоминает комедийного персонажа Васильева. На сцену словно шагнул безумный Грозный Николая Черкасова из той самой киноленты Сергея Эйзенштейна, и история создания киношедевра внезапно начинает играть новыми красками. Как и крылатая фраза Грозного «Лепота!» при взгляде на сталинскую Москву 1937 года.
Ближайший показ: 14 октября
Куда пойти: Театр сатиры
Адрес: Москва, Триумфальная пл., д. 2
Возрастное ограничение: 16+
* * *
Александр Велединский – сценарист «Бригады» и режиссёр трагикомедии «Географ глобус пропил» – выпустил в прокат новый фильм «1993» по мотивам одноименного романа Сергея Шаргунова о людях, оказавшихся в самом центре событий октября 1993 года.
Простой сантехник Брянцев (его играет Евгений Цыганов – звезда «Оттепели» и «Питер FM») когда-то был физиком, а теперь пытается найти себя в бригаде аварийки, мечтая построить уличный сортир на даче. Его жена Лена (Екатерина Вилкова из «Последнего богатыря») работает в той же аварийке диспетчером и мечтает преуспеть в таинственном бизнесе, а дочка Таня связалась с молодым бандитом. Но всё отходит на второй план, когда Витя Брянцев неожиданно для самого себя становится участником стояния у Белого дома, где оборону от президентской воли Бориса Ельцина держат депутаты Верховного Совета.
Велединский оставил от книги «1993» лишь общую канву событий. Если Шаргунова больше увлекала механика и хроника кровавых событий у Белого дома, то Велединскому явно интереснее написать «семейный портрет на фоне телерепортажей с осады Останкино и Белого дома».
Возрастное ограничение: 16+
* * *
В российский прокат выходит фэнтезийная мелодрама «Первый день моей жизни» Паоло Дженовезе – автора драмы «Идеальные незнакомцы», которая привлекла внимание кинематографистов множества стран. У этого фильма с 2015 года вышло аж 18 ремейков, в том числе и российский фильм «Громкая связь» в исполнении “Квартета И”.
Новый фильм Дженовезе по его собственному роману обречён на такой же успех.
Итак, дождливой январской ночью в пустом отеле встречаются четверо незнакомых друг с другом людей: полицейская Арианна, бывшая гимнастка Эмилия, которая после травмы оказалась в инвалидном кресле, двенадцатилетний Даниэле, которого отец решил превратить в звезду YouTube, успешный коучер и мотивационный спикер Наполеоне. Всех их объединяет одно обстоятельство – они самоубийцы. Но их ангел-хранитель Тони Сервилло предложил им сделку: взять дополнительную неделю на обдумывание этого шага. По её истечении он вернёт их в мгновение до суицида и решить: совершить ли суицид или жить дальше.
И ангел показывает своим подопечным, как жизнь продолжается без них, даёт возможность заглянуть в будущее, по-новому увидеть своих близких, напоминает о маленьких радостях жизни.
Возрастное ограничение: 16+