Государственные границы будут определены и начерчены, конечно, за столом переговоров, которые обе стороны сегодня считают преждевременными, надеясь собрать более веские аргументы на поле боя. Важнее факта установления демаркационной линии и заключения мира между Украиной и РФ то, насколько это мир будет прочным и долговечным, насколько угаснет разожжённая ненависть между народами. Перемирия можно достичь и политическими методами, где что война, что переговоры – лишь инструменты коммуникации. Мира этим не достигнешь. Мир должен случиться в наших сердцах, как романтически это ни звучит, и здесь без Бога не обойтись. У Бога тоже есть свой ресурс. Его сила не в современном вооружении, опыте и количестве войск, а в правде, красоте, жалости, милости, прощении и бескорыстном интересе людей друг к другу. В нормальном случае сила Божья действует на личном уровне через простое общение, преодолевающее неприязнь и вражду. На другом – межличностном – уровне Бог может действовать через культуру, искусство, религию, даже спорт, что много труднее в силу природного победобесия спорта, всегда стоящего под флагом, гимном, финансированием государственной властью; недаром в спорте, который всегда явление массовое, наряду с очень внешней неглубокой, пусть и яркой, красотой так много внешнего и внутреннего уродства. Через людей, которые смогут творить поверх всяких идеологий, даже в этих сферах может действовать Бог и Христос. Недаром сатана – подлинный хозяин всякой власти мира сего – ослабляет, оклеветывает и делает эти общественные сферы площадкой раздора: сносятся памятники, запрещаются спектакли, фильмы, книги, участие в международных соревнованиях.
Мариупольский драмтеатр. Фото: Олег Глаголев
Мы видим, насколько быстро распространились метастазы войны не только в структурах власти, но в людях и общественных институциях воюющих сторон. Это не случилось само собой, и самое бездарное дело теперь – всё сваливать только на злую политическую волю Запада или РФ, потому что надежда на политическое решение этого вопроса вторична. Сегодня как никогда очевидно растущее бессилие современных политиков положительно влиять на сложные мировые процессы: пандемия, конфликт Украины и РФ, Израиля и Хамас тому яркие свидетельства. Одно политикам и сегодня удаётся мощно – ставить людей под свои знамёна или же под ружьё, даже тех, кто определяет себя свободными от политических взглядов, кто по призванию агент правды, мудрости, милости и красоты: философов, писателей, поэтов, музыкантов, художников, школьных учителей. Это понятно: когда страна воюет, её граждан, мужчин, берут на войну. Но начавшаяся война свидетельствует о том, что они плохо справлялись со своим призванием, если не делали одного важного дела – не искали общения с коллегами из соседних стран, не устраивали совместные научные, культурные, церковные проекты и сообщества. В этом была и есть огромная нужда. Нельзя отношения с соседями отдавать на откуп власти – она не справится. Чем слабее и глупее власть, тем больше она будет этого бояться и больше мешать. Это надо понимать и действовать мудрее, развеивая пустые страхи, но и учитывая, что есть сфера интересов государства и с ним нужно научиться свободному сотрудничеству.
Многоэтажка в Мариуполе. Фото: Олег Глаголев
Такие научные, культурные и религиозные небольшие сообщества соседних стран, как мне видится, первое лекарство от войны. Особенно важна дружба на уровне церковных общин и союзов, поскольку она касается глубин народной жизни. Но, конечно, для начала надо, чтобы такие общины, союзы и братства были. Их нельзя учредить сверху, они рождаются из человеческой потребности к глубокому общению и по воле Небес. И тем сильнее сопротивляется им всякая земная власть – церковная, государственная, общественная или власть СМИ, чем меньше в ней свободы и больше страха. Именно потому, что церковная власть на постсоветском пространстве чаще всего такая же пугливая и агрессивная в своих страхах, как и власть светская, между Украиной и РФ за последние десятилетия почти не было не только заметных совместных церковных проектов и организаций, но и культурных, научных, филантропических – ни на частном уровне, ни на государственном.