Должность президента Франции Ширак занимал с 1995-го по 2007 год. Также он дважды был премьер-министром республики и три раза избирался мэром Парижа.
Ещё один фигурант дела о массовых беспорядках, Алексей Миняйло, выпущен на свободу.
Это событие произошло на фоне набиравшей обороты общественной кампании в поддержку активиста. Граждане, очевидно, сообразили, что лозунг «Свободу политзаключённым» не работает, и стали вытягивать заложников системы по одному. Ещё несколько дней назад мать Алексея сетовала, что сын выбрал неправильную профессию (он занимался волонтёрской и социальной деятельностью) – надо было, мол, становиться актёром или журналистом, тогда товарищи по цеху его бы вытащили, как Ивана Голунова и Павла Устинова.
Но уже тогда, когда она это говорила, актёры, отстоявшие Устинова, продолжили серию пикетов в поддержку оставшихся политзаключённых. А 24 сентября всё те же актёры и режиссёры вместе с присоединившимися к ним общественными деятелями и представителями благотворительного сектора подписали открытое письмо премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву, в котором просили изменить меру пресечения Миняйло. И – о, чудо! – на ближайшем заседании суда даже следователь смягчил свою позицию: попросил перевести подсудимого под домашний арест. А представитель прокуратуры и вовсе высказался в пользу его освобождения в зале суда. Судья Артур Карпов очень удивился, но не посмел не согласиться с прокурором – и Миняйло в тот же час оказался на свободе.
В России могут появиться отрицательные ставки по вкладам в валюте. То есть вы кладёте доллары или евро в банк и не проценты за это получаете, а ещё сами банку доплачиваете. Оказывается, такое бывает, и это не очередное мракобесие российских чиновников с целью «наказать» американцев. Это самый что ни на есть передовой европейский тренд: именно так поступают в последнее время крупнейшие банки Европы, где нашим банкам приходится размещать имеющиеся у них валютные вклады. Поэтому наши терпят убытки. Российским банкам выгоднее, чтобы граждане вообще не несли в них валюту.
Но должна же эта мера (со стороны европейских банков, с нашими понятно) иметь какой-то смысл? Этот смысл еще пять лет назад попытался донести до обывателей Европейский центральный банк.
К этим мерам центробанки прибегают, как правило, на фоне непрекращающейся стагнации в экономике: это способ «впустить» в экономику больше денег. Предполагается, что бывшие вкладчики, которым невыгодно теперь держать деньги в банке, станут больше тратить или инвестировать в производство. Кроме того, отрицательная ставка по депозитам означает дешёвые и даже бесплатные кредиты для бизнеса. И ещё в Европе считается, что отрицательная ставка не повод забирать деньги из банка: тогда ведь придётся тратиться на сейф или как-то ещё защищать их от воров. Заначка в кубышке – это вроде как уже несолидно.
Самым обсуждаемым сюжетом недели стали история со смелой эко-девочкой Гретой Тунберг из Швеции, которая выступила с зажигательной речью в ООН, и скандал вокруг разговора президента США Дональда Трампа с его украинским коллегой Виктором Зеленским, в котором Трамп попросил Зеленского расследовать коммерческую деятельность на Украине сына бывшего вице-президента США Джо Байдена – вероятного соперника американского лидера на предстоящих выборах.
Это обстоятельство послужило поводом для начала процедуры импичмента Трампа.