30 октября. Чрезвычайно важный день

Главные проблемы России – не в политике и экономике, а в духовной сфере

Фото: Станислава Новгородцева

Фото: Станислава Новгородцева

В России 30 октября отмечается День памяти жертв политических репрессий, которые осуществлялись в годы советского правления, буквально до конца 80-х. Хотя об этом много сказано, но тот опыт советского насилия, как и в целом история нашей страны XX века, остаётся неосознанным, мы до сих пор не понимаем, что с нами произошло. А это означает, что мы плохо понимаем положение нашей страны, народа и государства сегодня.

Поэтому 30 октября – чрезвычайно важный день. Не секрет, что наше общество разделено, и протестные акции минувшего лета в Москве показали, сколь сильна потенция этого разделения. Я полагаю, что память о репрессированных – это то, что нас может объединить, если мы признаем весь ужас репрессий. Наши главные проблемы – в духовной и нравственной областях, и уже за этим следуют экономика, образование, медицина, политическое управление и т.д. Пока споры и конфликты касаются лишь политической сферы, я думаю, примирения в стране не достичь. Советский опыт, коренящийся в нас, не позволит этого сделать. Нельзя измениться не изменяясь, и для нас в России это в первую очередь не вопрос реформ, а дело покаяния. Общеизвестно, что у нас нет ни одной семьи, которой бы не коснулась Вторая мировая война. Но в такой же мере нас коснулись репрессии советской власти, каждого дома и каждой семьи. Мы забыли об этом, а это необходимо вспомнить.

На фоне масштабного поминовения погибших во Второй мировой странно выглядит забвение наших репрессированных родных. Нечувствие нами этого диссонанса говорит о нашей нравственной поврежденности: мы до сих пор исполняем то, чего добивалась советская власть – забываем наше родство. Но когда-то ведь нужно освободиться от этого наваждения, и это может стать шагом к подлинному возрождению народа. И мы не будем бояться друг друга. Нельзя забыть, что нравственный хребет русского народа формировался на основах христианства, поэтому возрождение духовных и этических норм имеет большой объединяющий потенциал. Все хорошо понимают, как важно учить детей тому, что есть добро, а что есть зло, но этот вопрос касается в первую очередь взрослых. Вновь и вновь нужно учиться различать добро и зло, причем не только в отношении себя и своих, но и в отношении всего народа, во всем том, что советская власть совершила с Россией. 30 октября на Молитве памяти мы вспоминаем всех, кто подвергся репрессиям, в том числе и тех, кто сам был участником репрессивной машины. Не все это принимают. Также приходится слышать, что статистика репрессий завышена, а кто-то утверждает, что их совсем не было. Есть и те, кто оправдывает репрессии. У нас перевернуты все основы, все представления о нормах человеческой жизни, в то время как, казалось бы, из опыта советского времени каждый должен понять, что насилием народ не созидается. Но вывод не сделан, а значит, мы этот опыт не изжили и есть опасность его возврата. Вспомнить и помолиться – простое, но фундаментальное человеческое дело, которое приносит мир и единство.

________________

Справка 1

Общегосударственный День памяти жертв советских репрессий был установлен в России в 1991 году. В этот день вся страна вспоминает людей, попавших в жернова массовых арестов, ссылок и расстрелов. Трудно найти на постсоветском пространстве семью, которую бы не затронула трагедия. В 2015 году Правительством РФ утверждена Концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий (Распоряжение от 15.08.2015 г. № 1561-р). В июне 2016 года Синод РПЦ утвердил тексты молитв о всех невинно убиенных в годы репрессий. Такое внимание к этой теме стало возможным в том числе благодаря многолетним усилиям православных общественных организаций. Одно из таких усилий – акция «Молитва памяти», которая последние годы проходит в разных городах России.

Справка 2 Общегосударственный день памяти жертв советских репрессий был установлен в России в 1991 году. В этот день вся страна вспоминает людей, попавших в жернова массовых арестов, ссылок и расстрелов.

Точных данных о числе жертв массовых репрессий, пик которых пришелся на 1930-е годы, нет до сих пор. По данным общества «Мемориал», речь идет минимум о 12 миллионах человек, по оценкам Музея истории ГУЛАГа – о 20 миллионах, свыше миллиона человек были расстреляны.

Только в 1937-1938 годы, по официальным данным, по политическим обвинениям было арестовано более 1,5 миллиона человек, 1,3 миллиона осуждены внесудебными органами, около 700 тысяч – расстреляны.

В разные периоды репрессий, начиная с 1917 года пострадали все слои населения: партийные и советские работники, научная и творческая интеллигенция, рабочие и крестьяне, военные и предприниматели. После войны в лагеря попали тысячи репатриированных граждан и военных, прошедших вражеский плен. Подверглись преследованиям представители всех религиозных конфессий, более всего Русской православной церкви. От террора пострадали все народы, населявшие страну. 3,5 миллиона человек было репрессировано по национальному признаку, более всего пострадали представители «титульной нации» – русские.

Только в административном (не судебном) порядке репрессиям были подвержены 6,5-7 миллионов человек. В 1960-1980 годы репрессивная политика была направлена на диссидентство (инакомыслие). За 5 лет, с 1967 по 1971 годы, органами КГБ было «выявлено» более 3 тысяч группировок «политически вредного характера».

Реабилитация жертв политических репрессий началась в СССР в 1954 году, а в 1989 году началась массовая реабилитация. За 1991-2014 годы реабилитированы 3 510 818 человек, а также признаны подвергшимися политическим репрессиям и оправданы 264 085 человек (детей репрессированных лиц).

Читайте также