Почему не надо смотреть фильм «Текст»  

Главный редактор «Стола» случайно посмотрел фильм «Текст» и не хочет, чтобы вы повторяли его ошибки

Скриншот из фильма

Скриншот из фильма "Текст"

Говорят, что здесь традиционный случай: книга лучше кино. В романе Дмитрия Глуховского была философия влияния информации на мир и реальность и литература. В фильме «Текст» осталась только социальная драма, популярность актёров на главных ролях и удачный инфоповод для промоушена картины – громкое дело Ивана Голунова, которому, как и Илье Горюнову из «Текста», подбросили наркотики и предъявили по этому поводу обвинение.

И вот пять причин, по которым можно сэкономить деньги и время для чего-то более ценного, чем фильм «Текст».

1.

Дело Голунова просто совпало по сюжету с картиной. Книга же была написана задолго до июньских событий 2019 года. И первое удивление от этого совпадения быстро тает в развитии сюжета. Это не протест. Скорее недоумение: так бывает? Один пакетик в кармане и семь лет из жизни долой? И если история с журналистом Голуновым – это что-то про методы нашей полиции, подковёрные игры силовиков, протест и цеховую солидарность, то фильм «Текст» – про глупость, беду и беспредел. Оно вам надо?

Скриншот из фильма "Текст"

2.

Актёры подобраны знаменитые, яркие и характерные. Но это не помогло. Саша Петров, Иван Янковский и Кристина Асмус за два часа ленты толком не успели ничего сыграть. Расчёт на известность, жёсткую постельную сцену и кучерявый сценарий? Много нервного напряжения в моментах выбора героев на поворотах сюжета, но везде натянуто и плоско, словно заголовки из жёлтой газеты «Сын министра пойман на сбыте наркотиков», или «Кровавая месть спустя семь лет», или «Скандальное видео Янковского и Асмус попало в сеть», или «Банду вооружённых чеченских головорезов обнаружили в центре Москвы».

3.

Скука. Если не придираться к сценарным натяжкам, которыми фильмы всегда полны, то в общем и целом надо признать: ничего нового вы там не увидите. Параллельные миры Москвы и провинции, мажоров и обычных людей, ментовский беспредел, бесконечные чатики, семейные дрязги, вечные вопросы о справедливости жизни и неотвратимости смерти. Всё это смешано как будто в случайных пропорциях, и на первый взгляд блюдо съедобно, но потом понимаешь, что специй многовато, овощи не прожарились и вообще еда остыла. Некоторые сравнивают фильм «Текст» с недавним «Джокером».

Но – нет. Ни картинкой, ни магией контекста, ни выходом главного героя – ничем, короче говоря, фильмы не похожи.

Скриншот из фильма "Текст"

4.

Главный герой Илья Горюнов поставлен в предельную ситуацию. Судьба оказалась сломанной на самом взлёте: студенчество, сессия, клубы, трагическая случайность и семь лет тюрьмы, после которых он возвращается в пустую квартиру и, по сути, в пустую жизнь. Единственный родной человек – мама – умерла за два дня до возвращения Ильи из зоны, девушка рассталась с ним в переписке, друзья живут своей суетной жизнью, в которой нет места хмурому зэку. Но где ему было научиться справляться с такими безднами? Тюрьма – это худшая школа. Поэтому он пьёт, действует импульсивно, хватает решения с поверхности, которые сами идут к нему в руки. Единственная нестандартная идея – это использование телефона виновника всех его бед майора Петра Хазина, случайно убитого Ильёй в пьяном угаре. Герой всё время огрызается из угла, скалится загнанным зверем, который вроде бы не виноват, что он зверь, но пасть у него в крови. В этом нет глубины – одни инстинкты.

5.

В сцене после титров, когда Нина, девушка убитого Хазина, стоит с их сыном у могилы Горюнова, как бы говорит нам, что она всё знает и всё поняла. Жертва Ильи была не напрасна. Плохие люди без особых перспектив погибли, чтобы хорошие могли покаяться и жить. И эта сахарная пудра, просыпанная на остывшее овощное блюдо, всё ещё больше испортила. Потому что главный вопрос фильма «Текст» – о надежде. Ведь герой постоянно ищет её для себя, но находит лишь для других. С помощью телефона и надежды он спасает карьеру отца Хазина, выстраивает отношения в его семье, уберегает Нину от аборта и исправляет то, что убитый майор сам исправить не мог. А для самого Горюнова осталась только пуля. Но и её он не смог пустить себе в лоб, так как уцепился за самую призрачную и тонкую ниточку – надежду, что в этом постылом мире всё не закончится.

Скриншот из фильма "Текст"

Пожалуй, это единственный прорыв картины, но в нём содержится самая глубокая нутряная скорбь. Сцена, когда Илья поднимает мамины иконы на полочке, рифмуется с вопросами о справедливости, которые он всё время задавал этому миру. Но мир несправедлив, потому что в нём нет хозяина, который мог бы всех рассудить. А хозяина нет, потому что люди предпочитают жить своим умом и силами в надежде, что заслужат или добьются справедливости сами в случае чего. В этом неразрешимом противоречии Горюнов доходит до предела, когда ему пришлось вспомнить о Боге, о том, Кто выше справедливости. В последние мгновения он доверяется надежде, что мама права и за этими иконками есть новая встреча, разрешение и какая-то другая жизнь.

Колоссальная трагедия состоит в том, что эта последняя надежда Ильи внедрена режиссёром, потому что она очень похожа на нашу повсеместную обывательскую мечту и упование на авось. Во что верят люди, которые стоят в длиннющих очередях к мощам? Во что верят те, кто «на всякий случай» крестят своих детей, чтобы кто-то свыше о них позаботился? Кто приходит в храм, чтобы поставить свечку за упокой родных и здоровье близких, но не хочет там никого видеть и ничего понимать. Всё это бытовое язычество приводит к тому, что человек живёт и умирает кое-как. Ведь если Бога нет, то и стыдиться некого. А если есть, то Он всё как-то решит даже с самыми непутёвыми. Таким образом, человек нигде и ни за что до конца не отвечает и живёт – как пишет текст на черновик, как sms или пост в instagram.

Хорошо было бы посмотреть фильм о том, как человек пишет свою жизнь набело. Есть такие?

Читайте также