У элит всё было с точностью до наоборот. В княжеских кругах столетиями складывались строгие правила, традиции и нормы. От хорошо подобранного имени могла зависеть судьба княжича и даже история Руси. С выбором имени было всё настолько сложно, что случались войны за имя. Темой имянаречения русских князей больше десяти лет занимается Фёдор Успенский, заместитель директора Института славяноведения РАН. «Стол» послушал лекцию учёного и предлагает самое интересное из неё.
Княжеское имя вы легко узнаете по окончаниям -гор, -слав, -мудр, -мысл, -мир, -зар или -свет. Подданные не смели называться княжескими именами – даже бояре, тысяцкие или новгородские посадники. Но всё-таки новорождённого князя нельзя было наречь любым из предложенных вариантов. Дело в том, что в домонгольской Руси существовали так называемые династические имена. У представителей династии были имена, им принадлежавшие. Например, Рюриковичи владели такими именами, как Владимир, Всеволод, Мстислав, Святополк, Ярослав. Но откуда они взялись?
«Имена Рюриковичей складывались параллельно разными путями, – рассказывает Фёдор Успенский. – Часть имён – династические, имелись у русских князей и до крещения Руси. Эти имена во многом связаны с язычеством. Часть из них – славянские: Святослав, Ярополк…». Часть пришла из Скандинавии: Олег и Игорь – от Хельги и Ингвара. Имена быстро адаптировались, перестали восприниматься как иностранные. Под обрусевшими именами князья правили, владели княжескими столами.
С крещением пришли и христианские традиции, а с ними и новые имена. «На Руси, в отличие от многих других стран, скажем, от скандинавов или от Западной Европы, церковь, по-видимому, настаивала на том, чтобы у каждого христианина было христианское имя из церковного календаря, – говорит Фёдор Успенский. – В других странах это было немножко иначе. И с конца X века начиная с князя Владимира (он после крещения стал Владимиром Василием Святым) каждый князь Рюрикович обладал как минимум двумя именами: мирским типа Мстислав, Владимир и христианским: Николай, Иоанн, Фёдор, Дмитрий. На самом деле у некоторых русских князей было даже, видимо, больше имен».
Имя для загранпоездок
Имён могло быть три. Например, у князя Мстислава Великого (1076–1132), князя Киевского, сына Владимира Мономаха, имя при рождении было Мстислав. Под ним он правил и фигурировал в летописях. При крещении стал Фёдором. Мать его была англосаксонкой, дочерью Харальда Годвинсона, английского короля. В честь иностранного деда назвали внука. Так вот и вышло, что у новорождённого князя имелось три имени: Мстислав, Фёдор и Харальд. Все три имени активно использовались, но каждый – для своих целей. Мстислав – для бытования, документов, деловых контактов и отечественных летописей. Фёдор – в храмах, для исповедей и причастий. А Харальд – для загранпоездок и иностранных летописей. К слову, в письменные источники христианские имена князей попадают крайне редко, и их мы знаем не все.
Интересно, что приход христианских имён начал стирать социальные границы. Фёдором уже могли назвать и князя, и крестьянина. Но всё-таки отличие в крещении крестьян и князей было. Круг христианских княжеских имён почему-то был небольшим. Точного ответа на этот вопрос нет, только гипотезы. Возможно, это связано с выбором персональных святых. «В выборе святых, конечно, проявлялась воинственная сущность Рюриковичей, – говорит Фёдор Успенский. – Они особое предпочтение всегда отдавали святым воинам: Дмитрию Солунскому, Георгию Победоносцу, Феодору Стратилату, Феодору Тирону, Андрею Стратилату. Это отразилось, например, на печатях. Дело в том, что на печати христианское имя князя попадало чаще, чем династийное. Тем более что у Рюриковичей был свой особый тип печати: на одной стороне изображался патрональный святой владельца печати, а на другой – патрональный святой отца. И таким образом печать превращалась в этакое имя и отчество». Печати – во многих отношениях ценнейшая археологическая находка. Иногда это единственная возможность узнать христианское имя князя. И поначалу отчество тоже было княжеской привилегией.
Отчество вообще в Древней Руси имело огромное значение. Отголоски этого ощущаются и сейчас. Наша культура – одна из немногих, где отчество ассоциируется с престижностью, ведь когда-то именно оно отличало князей от не-князей. Нечто подобное есть у скандинавов, сохранилась у исландцев. Магнуссон – по-нашему Петрович или Иваныч. Фамилии у исландцев нет. То есть русские отчества, по-видимому, связаны со скандинавским происхождением Рюриковичей.
Битвы за имя
На самом деле особенного выбора в династических именах у князей не было. Наследника всегда называли в честь умершего предка. Желательно не так давно умершего. Это незыблемое правило самое главное. Оно, кстати, отличало Рюриковичей от других династий Западной Европы. Если, например, дед оказывался жив, то сына называли в честь прадеда. Отец не мог дать сыну своё имя, то есть Владимир Владимирович не мог существовать на Руси по определению. Но мы знаем, к примеру, что был такой Мстислав Мстиславич Удатный. Как такое стало возможным? Такое имя со всей очевидностью говорит, что ребёнок родился после смерти отца. Он был во чреве матери, когда отец был жив. И, естественно, его назвали в честь отца, то есть умершего предка.
В христианских именах этот принцип полностью отключался. Например, Всеволод Большое Гнездо и его сын Владимир оба были Дмитриями в крещении. Ведь сын родился на именины отца – ничего удивительного. И это имело последствия. Христианские имена потихоньку стали вытеснять из обихода княжеские имена. Ещё в XV веке находятся примеры двуимённости, но уже появляются князья, которые от двуимённости отказываются.
В вытеснении династических имён христианскими, как ни странно, решающую роль сыграли семейные обстоятельства Владимира Мономаха. Дело в том, что он был женат дважды и имел много сыновей. Один из сыновей – вышеупомянутый Мстислав Харальд Фёдор, да и другие сыновья от первого брака получили престижные, перспективные имена: Ярополк, Святослав. Что оставалось делать с сыновьями от второго брака, когда лучшие имена уже разобрали? Не желая никого обижать и делать изгоями, Владимир Мономах называл их христианскими именами. Так все получились достойными членами семьи Мономаха: Роман, Андрей, Юрий. Владимир Мономах брал имена не с потолка. «У Мономаха был отец Всеволод, – поясняет Фёдор Успенский. – Его в крещении звали Андрей. И нового сына князь нарекает Андреем Владимировичем Добрым. В честь деда Ярослава Мудрого, в крещении Георгия, появился один из сыновей Юрий Владимирович Долгорукий. Эти имена, конечно, сразу же вошли в династический обиход».
Ещё была необычная традиция называть Изяславом второго сына. Непонятно, почему именно второго – может, обряд какой-то существовал. Но это наблюдение имеет важное значение для историков, потому что не всегда у Рюриковичей можно понять, кто там первый сын, кто второй.
Да и сам князь мало что мог сделать со своим именем. Сына им назвать не мог. Мог назвать в честь себя город: так появились Владимир, Юрьев, Дмитров. На самом деле лучшее, что он мог сделать для своих потомков, – умереть, освободив добротное имя. «Вакантный статус имени не шутка, – объясняет Фёдор Успенский. – На хорошее имя слетались толпы родичей, имеющие династические цели. Бывали ветви Рюриковичей – например, черниговская – которые устроили целую фигуральную драку за имена двух основателей ветви: за имя Святослав – одного из сыновей Ярослава Мудрого – и за имя Олег. Вот почему этих Олегов Святославичей и Святославов Ольговичей столько среди черниговцев, что разобраться в них – целое искусство».
Ещё интересная история с именем Рюрик (от скандинавского Хрерик, Хрозрик). Поначалу все имена были скандинавскими. Олег Вещий, княгиня Ольга (от Хельги), Игорь (Ингвар). В третьем поколении у Игоря и Ольги появляется ребёнок со славянским именем Святослав. Это означало, что Рюрики поняли, что править они здесь будут долго. Так вот шли века, имя прародителя – Рюрик – исчезло надолго, никем не бралось. И вдруг оно возникло в какой-то второстепенной, малозначимой ветви. Оказалось, там случилась катастрофа: отец скончался, не успев наделить сыновей княжескими столами. Сыновья остались без отца при живом деде, а это в Древней Руси было худшим, что вообще могло случиться с наследниками. Князья-изгои не смели претендовать на власть, имущество, земли отца. «И вот в этой ветви, которая выпала из престолонаследия, появилось имя Рюрик. Как такой бубновый туз, последний козырь князей-изгоев, – рассказывает Фёдор Успенский. – Династия таким образом пыталась в некотором смысле перезапуститься – но тщетно. И их можно понять: ветви начиная с XI века так начали разрастаться, что нужно было изобретать, как выйти с задворок. Имя Рюрик – сильный ход».
Интересно, что не все имена были хорошими. Одним из лузерских имён можно считать Судислава. Судислав был не больше и не меньше как сыном Владимира Святого. В результате распри между ближайшими родичами он просидел в тюрьме около 30 лет. Его освободили оттуда племянники, когда сменилась историческая реальность, и власть распределилась между внуками Красного Солнышка. Судислава заставили принять монашеский постриг. Но несчастный всё равно скоро умер то ли от истощения, то ли от болезней. Так вот с момента этой смерти в 1036 году имя Судислав в династии больше не встретилось историкам ни разу. Никто не желал назвать в честь Судислава ребёнка, хотя этот Рюрикович ни в чём не виноват. Интересно, что это имя выпало из княжеского обихода, но его «подобрал» боярин в Галиче и назвал Судиславом своего сына. Так имя из элитарных кругов ушло в народ.
С другим «плохим» именем жил Святополк Окаянный, в крещении Пётр. История спорная: Святополк Окаянный считается убийцей Бориса и Глеба. «Он, может быть, и не был убийцей Бориса и Глеба, а стал жертвой пропагандистской информационной войны, которую развернул Ярослав Мудрый, – рассуждает Фёдор Успенский. – Обратите внимание, если Святополк – убийца Бориса и Глеба, то почему его имя не вышвырнули с проклятием из династии, как имя Судислава? Наоборот даже, имя Святополк продолжает активно даваться. Это аргумент в пользу невиновности Святополка Окаянного».
Таким образом, имя князя во все эпохи было неким чипом, в который вшито много разной информации. И историки, изучая эти правила, могут считывать, какие властные привилегии закладывались или планировались в отношении этого наследника, какие княжеские столы княжеские ему собирались дать, какие на него были планы у родителей.
Уй – дядя по матери
Имена людей простых сословий отражают их уклад жизни. Например, имена Безуй и Уинег образованы от «уй» – «дядя по матери». Скорее всего, это связано с особенностями уклада жизни древних славян, когда брат матери принимал больше участия в воспитании ребёнка, чем его отец.
Имена земледельцев, ремесленников, простолюдинов давались как клички. Они и сейчас живы, сохранившись в названиях сёл, деревень, фамилий: Козлов, Зайцев, Дураково. Никаких проблем с выбором имени не было у тех, кто шёл от логики подсчёта: Перва и Первой, Второй, Вторак, Третьяк, Четвертак, Четвертуня, Пятой и Пятак, Шесток и Шестак, Семой и Семак, Осьмой и Осьмак, Девятой и Девятко, Десятой. А что: просто, ясно, по порядку. Или в честь сезона: Вешняк, Зима, Мороз. Родился зимой – ясно, как зовут.
Популярны были имена по цвету волос и кожи: Черныш, Черняй, Чернява, Чернавка, Бел, Белый, Беляк, Белуха. По внешним признакам – росту, особенностям телосложения: Сухой, Толстый, Долгой, Мал, Малыш, Заяц, Губа (с заячьей губой), Голова, Головач, Лобан. Имя можно было получить и за характер: Бессон, Забава, Крик, Молчан, Неулыба, Смеяна, Смирной. Родители XI–XIII веков могли в имени сообщить, ждали они этого ребёнка или не очень-то: Богдан, Богдана (они, кстати, считались нежеланными – мол, Бог дал, мы сами не хотели), Бажен (желанный, милый), Голуба, Любим, Ждан и Неждан, Чаян и Нечаян… Были и имена, восходящие к древним поверьям, отгоняющие злых духов, болезни, смерть: Немил, Некрас, Нелюба, Злоба, Старой. Но и их со временем вытеснили христианские имена, а потом и советские.
Сейчас самые популярные имена в России – Анна, Александра, Татьяна, Алексей, Михаил и Владимир. Именно так в 2023 году чаще всего у нас называли детей, по данным московского ЗАГСа. О чём они расскажут историкам будущего? Может быть, о влиянии греческой культуры на культуру россиян: ведь большинство этих имён – греческого происхождения. Может, о влиянии традиций имянаречения в СССР на россиян XXI века. Может, историки отметят, что постепенно из обихода у нас начали исчезать отчества: то есть уходит в прошлое скандинавское влияние Рюриковичей. Сложно сказать. Но то, что уже появились девочки с именами Зима и Весна, может означать, что можно вскоре ожидать Малюту, Силу, Левшу, Глаголя и Толстого.