Русский человек на Страшном суде

Неприятности за нашим окном накапливаются: вирус, курс доллара, безработица, политические вызовы… Но русский человек умел смотреть в лицо опасности. Чтобы это доказать, «Стол» публикует рассказ искусствоведа Александра Копировского, профессора Свято-Филаретовского православно-христианского института, лауреата Макарьевской премии (2019), о картине Павла Корина «Реквием». Читайте – и ничего не бойтесь!

Павел Корин. Эскиз

Павел Корин. Эскиз

 

Михаил Нестеров. Портрет Павла Корина
Портрет написан его учителем известным русским художником Михаилом Васильевичем Нестеровым. Очень характерное состояние для молодого человека, художника: взгляд куда-то вверх, погружённость в свои замыслы, в большие планы… Выполнить их, увы, ему не удалось, и не только в силу тяжёлых внешних обстоятельств, своего характера, способностей, возможностей. Слишком велик был масштаб задачи: Русь, даже «уходящая», в одну картину не вписывалась. Но несколько десятков этюдов Павла Корина (можно сказать, что это, как у И. Крамского – «портреты-картины») всё же открывают нам некоторые, может быть, самые значительные черты русских людей той героической и страшной эпохи. Без встречи с этими «ликами» – светлыми и тёмными – наши представления о русском характере всегда будут неполными.

Читайте также