«В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения, верхняя возрастная граница “молодого возраста” – 44 года, – говорит советник генерального директора ВЦИОМ Елена Михайлова. – И речь идёт, конечно, не только о самоощущении – это и общее улучшение здоровья, увеличение длительности фертильного периода, сохранение работоспособности. Изменения учёные связывают в том числе с интеллектуальным прогрессом как основной системных изменений, тормозящих процесс старения. Если смотреть на динамику социальных процессов, завершение первичной социализации также смещается к более поздним границам. Завершение образования и получение профессионального статуса, отделение от родительской семьи, заключение брака и рождение первенца происходят существенно позже, чем это было не то что в Средневековье, но и несколько десятилетий назад. “Мода на молодость” – реакция на ряд вполне объективных причин социального, психологического, экономического характера».
Сдвинуть границы
«Психологи говорят о тренде, который касается не только здоровья тела, но и психологического возраста человека, – сообщает директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ Ирина Макарова. – Возрастные границы меняются. Трудно сказать, измеряются ли эти изменения десятилетиями, но недавние пенсионеры и современные мужчины и женщины 55–60 лет сильно отличаются и внешне, и по самоощущениям, психологически».
«Сегодня до 25 лет человек проявляет юношеские, подростковые черты, – считает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра медицинской антропологии Института этнологии и антропологии РАН Елена Миськова. – Мы хотим быть моложе, а взрослеем не быстро, отставая не от биологического ритма, а потому, что не успеваем за ритмом общения, темпы которого в обществе растут молниеносно. Справиться с объёмами информации и валом коммуникации физически может только очень молодой человек. Это одна из причин, почему молодость так востребована. Вторая причина: молодость – это красиво. Мы связываем молодость и красоту в один культ. Ты молод и красив – значит, востребован, а уровень твоей жизни – высок. И мы заложники этой цепочки. Больше десяти лет назад мы с фондом “Общественное мнение” проводили исследование, посвящённое изучению того, как россияне относятся к фитнесу. Тогда стала понятна ценность таких занятий: это скорее про статусное потребление. Может быть, за это время из ценности статусности здоровье сдвинулось в сторону заботы. Об этом среди антропологов много споров. К сожалению, у меня нет данных о том, что профилактических осмотров стало больше. К тому же важно учитывать мотивы, почему люди приходят на такие осмотры: “боюсь потерять работу, не хочу сесть на больничный, потому что упадет уровень жизни” или “я считаю, что здоровье поддерживает мой дух”».