Защита праздного

20 августа отмечается Всемирный день лени, учреждённый в 1984 году в последний день Фестиваля промышленности, торговли и культуры в Колумбии и постепенно получивший международное признание. Мария Башмакова разбиралась в причинах лени с точки зрения философии и психоанализа

Фото: Bennet Robin Fabian/Unsplash

Фото: Bennet Robin Fabian/Unsplash

В 2021 году ВЦИОМ представил данные опроса о прокрастинации, лени и трудолюбии. Прокрастинация (от англ. procrastination – «откладывать»; от лат. procrastinatio с тем же значением, восходит к cras «завтра» или crastinum «завтрашний» + pro- – «для, ради») – в психологии склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам. Модное слово «прокрастинация» часто используется как синоним лени: 6% россиян объясняют его как откладывание дел на потом, а 4% – как нежелание чем-либо заниматься, безделье. Несмотря на то что большинство россиян не слышали этот термин (74%), а 13% слышали, но затруднились дать ему определение, привычка откладывать дела на потом знакома 30% россиян (чаще молодежи 18–24 лет – 37%). Не замечают за собой такой привычки 66% наших соотечественников.

Под национальной чертой

Притчи Соломона наставляют: «Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает». В «Божественной комедии» Данте Алигьери лентяям находится место и в аду, и в чистилище. Русские философы и литераторы, в отличие от великого итальянца, отнеслись к лентяям более гуманно, однако о лени – своей, чужой, национальной – задумывались неустанно и так же рьяно с нею боролись.

В 1847 году Фёдор Достоевский публиковал в газете «Санкт-Петербургские ведомости» фельетоны, в одном из которых писал: «Говорят, что мы, русские, как-то от природы ленивы и любим сторониться от дела, а навяжи его нам, так сделаем так, что и на дело не будет похоже. Полно, правда ли? И по каким опытам оправдывается это незавидное национальное свойство наше? Вообще у нас с недавнего времени что-то слишком кричат на всеобщую лень, на бездействие, очень друг друга поталкивают на лучшую полезную деятельность, и, признаться, только поталкивают. И таким образом, ни за что ни про что готовы обвинить своего же собрата, может быть, и потому только, что он не очень кусается, как уже заметил раз Гоголь». В апреле 1876 года Достоевский привёл высказывание парадоксального собеседника автора в «Дневнике писателя» (глава «Парадоксалист»): «Теперешний мир всегда и везде хуже войны, до того хуже, что даже безнравственно становится под конец его поддерживать: нечего ценить, совсем нечего сохранять, совестно и пошло сохранять. Богатство, грубость наслаждений порождают лень, а лень порождает рабов». Николай Бердяев в книге «Судьба России» утверждал: «Русский народ в массе своей ленив в религиозном восхождении, его религиозность равнинная, а не горная; коллективное смирение даётся ему легче, чем религиозный закал личности, чем жертва теплом и уютом национальной стихийной жизни».

Федор. Достоевский. Фото: общественное достояние
Федор. Достоевский. Фото: общественное достояние

Хрестоматийный образ литературного лентяя воплотился в двух русских мужчинах – Емеле-дураке и Илье Обломове, главном герое романа Ивана Гончарова. Редкий читатель помнит имя Обломова – Илья Ильич – и философские причины его праздности, хотя они есть. В одном из своих разговоров со Штольцем он прямо признался тому, почему активное бытие, а не на созерцательное, тихое и никуда не спешащее, для него неприемлемо: «Это значит идти вперёд… И так всю жизнь! Прощай, поэтический идеал жизни! Это какая-то кузница, не жизнь; тут вечно пламя, трескотня, жар, шум… когда же пожить? Не лучше ли остаться?»

Неутомимый труженик Лев Толстой смотрел на мир иначе, нежели Илья Ильич, потому регулярно ругал себя за лень и признавался в дневнике, что в числе главных его недостатков – «привычка к праздности». Созвучно Толстому в отношении к лени мыслил и Чехов. В письме Алексею Суворину 7 апреля 1897 года он сообщал: «Вы пишете, что мой идеал – лень. Нет, не лень. Я презираю лень, как презираю слабость и вялость душевных движений. Говорил я Вам не о лени, а о праздности, говорил притом, что праздность есть не идеал, а лишь одно из необходимых условий личного счастья».

Иннокентий Мартынов, психоаналитик, исследователь Департамента психоанализа Западного католического университета, ответил на наши вопросы.

Почему мы ленимся, от чего это зависит?

– Лень – это симптом, который возникает как компромисс, позволяющий нам минимизировать неудовольствие от напряжения, вызванного внешними и внутренними раздражителями, притом наиболее приемлемым для нас способом. Речь здесь идёт не только о такой ситуации, когда лень свидетельствует просто о том, что мы не хотим делать что-то, на самом деле не очень приятное. Самым эмблематичным примером лени в западной культуре является Обломов, герой одноименного романа русского писателя Ивана Гончарова. Обломов сформировал себе компромисс в виде лени, чтобы обойти своё неблагополучие и по-своему приспособиться к страданиям, порождённым его существованием и чувствительностью. Сегодня мы слышим, что чаще говорят не о лени, а о прокрастинации. Это ситуация, когда человек, располагая средствами к действию, предпочитает бездействовать и откладывать какое-то дело на потом. Всё чаще возможности и обстоятельства не  совпадают с индивидуальными желаниями и социальными ожиданиями. Когда хочется чего-то одного, давит насаждаемая идеология «успешного успеха» и всё это мало согласуется с реальными обстоятельствами  жизни – необходимо защититься от этого давления. 

Иван Гончаров. Фото: общественное достояние
Иван Гончаров. Фото: общественное достояние

Такое качество, как лень, вызывает осуждение, скажем, у русских классиков. С другой стороны, всегда ли лень пагубна или она необходима как регулятор выгорания человека?

– Любой компромисс, к которым относится и лень, – это инструмент, которым пользуется человек, чтобы существовать в этом мире. Что же делать с ленью? Чаще с таким вопросом обращаются по поводу своих детей, чем по собственному поводу. Любой симптом нам о чём-то говорит, и лень не исключение. «Он такой ленивый, ничем не занимается, ничего не делает, ничем не интересуется». Случается так, что, разобравшись, как обстоят дела, оказывается, что это вовсе не так. Ребёнок занимается и интересуется множеством разных вещей. Часто это деятельность, требующая изрядной доли концентрации, внимания, тонкого моторного контроля и когнитивного напряжения. Оказывается, что проблема заключается в том, что ребёнок не ленивый, а делает то, что он хочет, а не то, что хочет родитель. Если ребёнок действительно ленится, у него может быть на то множество личных причин, в которых было бы неплохо разобраться.

Можно ли считать лень чертой национального характера, если оглядываться на сказки, например? Или это интернациональное качество?

– «Национальные особенности» действительно существуют. Многие слышали про знаменитую культуру переработок в Японии, но не так много людей знают, что японские переработки на самом деле связаны с национальными особенностями лени: да, японцы задерживаются на работе допоздна, перерабатывают многие часы сверх графика, но в этой многочасовой работе они оказываются удивительно малопродуктивны. Как так получается? Несмотря на то что японец находится на своём рабочем месте и напряженно смотрит в монитор, не всегда в этот момент он занят работой. Да, у японцев принято перерабатывать, но часть рабочего дня они занимаются на самом деле своими личными, а не рабочими делами. Такие «ленивые переработки» – это компромисс между социальными ожиданиями и личными желаниями японского офисного клерка. При всем при этом до сих пор бытует стереотип, что национальная черта японского характера – это исключительное трудолюбие. В силу такого же стереотипа некоторые считают, будто лень – это национальная черта русского характера. Если мы обратимся к статистике, на 2017 год на одного работника в «ленивой» России в среднем в год приходилось 1974 рабочих часа, в то время как в «трудолюбивой» Японии с учётом всех переработок только 1738 часов. Я думаю, проблема здесь заключается не в том, что кто-то более ленивый. И хочу переформулировать вопрос: если лень в обиходной речи – характеристика негативная, почему у нас возникает желание приписать что-то негативное своему национальному характеру? Вот что странно. 

Читайте также