Ещё одна щёлочка для Большого брата

Чего ждать от предустановки отечественного ПО на наши смартфоны? Комментарии экспертов

Пленарное заседание государственной думмы РФ, 09.12.2020. Фото: www.duma.gov.ru

Пленарное заседание государственной думмы РФ, 09.12.2020. Фото: www.duma.gov.ru

В начале декабря Минцифры России завершило сбор заявок на включение в список программного обеспечения, которое планируется предварительно устанавливать на нашу технику. Какие приложения скорее всего появятся на наших телефонах, компьютерах и даже в телевизорах и чем это нам грозит  разбирался «Стол».

Цифровое регулирование общества – это уже не утопия, а реальность, в которой мы живём. Государство старается взять под контроль разные сферы жизни, в том числе интернет. Ещё в конце 2019 года Владимир Путин подписал закон об обязательной предустановке российских приложений на электронные устройства. Помимо смартфонов и компьютеров устанавливать отечественный софт будут и на умные телевизоры. 

Отбором приложений занимается Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. На конкурс поступило больше 100 заявок от производителей ПО. Одобрение уже получили Госуслуги и платёжная система «Мир». Также среди обязательных приложений могут появиться продукты Яндекса, антивирусная система Kaspersky, электронная почта Mail.ru, соцсеть «ВКонтакте».

Как объясняют в министерстве, предустановка ПО направлена на борьбу с импортозамещением и развитием отечественных цифровых продуктов, но устанавливать другие приложения тоже не запрещается.

Когда ждать новую технику, пока неизвестно. 9 декабря 2020 года Государственная Дума в третьем чтении приняла законопроект, откладывающий на три месяца обязательную предварительную установку приложений. Изначально отечественная цифровизация должна была начаться 1 июля 2020 года, но затем сроки из-за пандемии были отложены до 1 января 2021-го. Теперь же – до 1 апреля 2021 года.

Для предустановки приложений на смарт-ТВ выделено ещё больше времени: в этой сфере закон начнёт действовать с 1 июля 2023 года. Но какие приложения появятся на телевизорах – тоже остаётся под вопросом.

«Пока очень сложно сказать, как будет происходить предустановка, – говорит генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. – Не только операторы не понимают, но сама власть не знает, что и как делать. У нас принимаются законы, но не очень ясен регламент их выполнения. И как бы государство ни планировало внедрять российское ПО, условный YouTube всё равно будут смотреть».

По словам Дениса Кускова, контроль телевизионных приложений нужен государству при подготовке к очередным выборам.

Крупнейшие производители мобильной техники тоже в курсе российских нововведений. Для Apple идея предустановки приложений в целом противоречит бизнес-модели компании, но там пошли на компромисс: при первом включении система предложит диалоговое окно для загрузки программ. Однако это не то, что требует Минцифры, поэтому как будет регулироваться обязательная установка ПО на iOS – пока неизвестно.

Иван Бегтин, директор и учредитель АНО «Информационная культура», член общественного совета при Минкомсвязи России, тоже считает, что паниковать сейчас не стоит: «Может оказаться, что для массового потребления такие телефоны никогда не появятся, ведь, чтобы их сделать, нужно быть или частью глобальной цепочки поставок, или иметь невероятное количество финансовых и человеческих ресурсов, которых у нас в стране нет, рассказывает “Столу” Бегтин. По моему мнению, главная проблема в том, что с момента решения о предустановке не пользователь, а государство в лице Минцифры РФ выбирает за потребителя, что должно быть на личных устройствах. Это если бы государство решало за гражданина, что он должен носить, какую мебель использовать и что читать».

Как объясняют в министерстве, выбор пользователями уже сделан: предполагаемые для обязательной установки приложения имеют наибольшее количество уникальных пользователей, особенно в системе Android.

Однако главная опасность, по словам эксперта, не в ограничении выбора как такового, а в передаче наших данных ещё большему кругу лиц: «Число госорганов расширится, а с ним вырастет и количество сотрудников, у которых будет доступ к нашим личным данным, отмечает Бегтин. На практике это грозит утечками, данные будут продаваться. Как минимум, государство постоянно будет в курсе, где мы находимся».

Но в нововведении можно найти и плюсы (помимо поддержки отечественных разработчиков). По словам Бегтина, развитие цифровых сервисов подарит возможность взаимодействия с государством без бумажных документов, а это большой шаг в сторону цифровизации России в целом.

 

Читайте также