Статьи президента РФ на исторические темы – не редкость, и каждый раз их комментатор оказывается перед сложной дилеммой: принимать ли всё написанное всерьёз – как заявку на какое-то изменение жизни и корректировку политического курса – или считать проходными, идеологизированными выступлениями. В последнем тексте о русско-украинском вопросе можно найти основания и для первой, и для второй точек зрения. Впрочем, о каком-то «эпохальном значении» этой статьи я бы говорить пока поостерёгся; определённые перемены к лучшему есть, и их нужно отметить, но что будет дальше – посмотрим. Два полезных различия Что в статье особенно важно? Владимир Путин открыто сообщает, что большевики несли зло и разорение на русскую землю, что советская политика (по крайней мере первой половины ХХ века – про вторую там ничего не сказано) имела антирусский характер, а национальные проблемы, которые дают о себе знать сегодня на постсоветском пространстве, – следствие всё той же неумелой политики местной коренизации, практиковавшейся большевиками. Каждое заявление, работающее на различение «русского» и «советского», несомненно ценно. Важно опираться на такого рода оценки первого лица государства, актуализируя необходимость в том или другом смысле декоммунизации в нашей стране. Ещё один очень интересный пассаж – это попытка автора статьи ввести тонкие различения между «триединым русским народом», русскими в широком смысле слова и «великороссами» как народом, населяющим в основном нынешнюю Российскую Федерацию. Причём «триединый русский народ» оказывается в тексте статьи даже более многосоставным: в частности, упоминается карпатская Русь, которая всегда чувствовала себя вполне «русской» и при этом не зависимой от Украины. Фактически речь идёт о «большой русской нации» (в терминологии конца XIX века) и великороссах как одной из её частей, или ветвей. При том что все эти именования сегодня выглядят несколько спорными, – кого-то обижают, кого-то смущают, – сама возможность их различения, как и различение «русского» и «советского», полезна. После катастрофы ХХ века мы очень плохо узнаём черты собственного национального лица, плохо чувствуем свои границы, с трудом отказываемся от советской личины, и поэтому любые дополнительные краски могут помочь нам увидеть картину чётче. Итого: я бы приветствовал наметившееся различение «русского» и «советского», а также «русского» (или «русь-ского», как говорил протопресвитер Виталий Боровой, имея в виду «большую русскую нацию») и «великорусского». Всё это, будучи правильно понятым, может лишь способствовать росту нашего национального, а значит, и гражданского самосознания.