Старорусский Тиндер

Поиск возлюбленного – ответственное дело; на Руси для этого с Покрова и до Масленицы, то есть как раз сейчас, проводились посиделки, которые, слава русской прагматичности, совмещались с трудами

Девушки за работой. Фото: Государственный исторический музей Южного Урала

Девушки за работой. Фото: Государственный исторический музей Южного Урала

Рассказываем, как работал старорусский Тиндер в интервью с исследователем института славяноведения РАН и научным редактором журнала «Живая старина» Ольгой Трефиловой.

Редактор “Живой старины” Ольга Трефилова. Фото: Институт славяноведения Российской академии наук
– Что такое посиделки? В чем смысл этой традиции? – Посиделки – форма добрачного досуга молодёжи, во время которого работа совмещалась с увеселениями и знакомствами. К Покрову, как и к некоторым другим осенним праздникам, приурочивали начало посиделок – вечерних собраний молодёжи, во время которых девушки, а иногда и парни занимались разными видами ручного труда. Полевые работы к этому моменту были окончены, темнело рано, оставалось рукоделие: прядение, вязание, тканье, шитьё, вышивание. Внутренняя форма слова, в зависимости от региона, могла отражать время проведения, тип общения, вид работ на совместных молодёжных собраниях: вечёрки, вечёрницы, посидки, беседы, бесёды, засядки, супря́дки, су́прядки, су́прялки, ночлежки и др.  – Как и когда возникла такая форма работы и досуга? – Посиделки, включающие работу, обычно проходили от Покрова до Рождественского сочельника, а затем после Святок до Масленицы. Есть данные, что в некоторых русских губерниях были Великопостные посиделки, но они не сопровождались весельем. В таком случае было принято петь духовные стихи и не вести праздных разговоров.  Посиделки в осенне-зимний период могли проходить семь раз в неделю. Но очевидно развлекательный характер они носили только в субботу и воскресенье, поскольку, по некоторым славянским поверьям, работать в выходные было грешно. Посиделки как форма работы и досуга молодёжи возникли, скорее всего, ещё в дохристианский период. Этот досуг был частью хозяйственной деятельности крестьянина и выполнял социализирующую функцию. Существовала некая очерёдность домов, в которых пройдёт встреча: ходили ко всем. Собирались в избах у каждой девушки по очереди, иногда брали избу внаём и платили хозяйке. Бывало, посиделки проходили в бане. – Какой работой занимались на посиделках? Как проходило веселье? – Посиделки бывали разными: одни могли представлять собрания с целью коллективной помощи одному двору, –  в этом случае это называлось толока, или помочи. Коллективная помощь была всегда. Все знали: ты поможешь – тебе помогут. Поэтому, если нужно было построить дом, строили все вместе. Однако основной вид посиделок – это собрание девушек, каждая из которых работала со своим материалом и заготавливала себе приданое. Молодой крестьянке нужно было приготовить себе сундук приданого, чтобы не только обеспечить домоткаными изделиями свою будущую семью, но и приготовить свадебные подарки родственникам жениха. По этому приданому свекровь должна была оценить способности невестки. Работоспособность, мастерство, а также крепкое здоровье, «честность» (сохранение девственности) и умение складно говорить – вот что действительно ценилось в девицах, а затем уже внешность. Оценивали мастерство девушек и парни, приходившие на посиделки. Здесь они высматривали себе невесту, ведь девушка должна быть и работящей, и остроумной. Парни на посиделках могли не только развлекать девушек, но и выполнять мужскую ручную работу, которую нужно было делать дома, например, плести лапти или рыболовные сети.   Часто работа сопровождалась рассказыванием сказок, быличек и песен. Наработавшись и наговорившись после трудов, молодые люди начинали веселиться: танцевали, пели, водили хороводы (избы были просторными), играли. Особенно любили прятки, жмурки, ручеёк, хоровод, гляделки, загадки, пантомимы под общее пение с поцелуем в конце. – Какие у парней и девушек были отношения? Как лучшим образом нужно было  проявить своё внимание? – На девичьи посиделки обычно приглашали парней, начинавших «женихаться». Их приход мог оформляться ритуально: парни входили в избу по одному или небольшими группами, кланялись, молились перед иконами, произносили особые формулы приветствия («Здравствуйте, красные девушки!»), девушки им отвечали («Здравствуйте, добрые молодцы!»), после чего ставили перед понравившейся работавшей (обычно прявшей) девушкой свечу. Та благодарила, после чего юноша мог сесть рядом с ней. Было принято, что парень выбирает одну девушку для посиделочных игр, – так рождалась пара. В качестве признания он дарил  платок, а она – цветок. Частая смена партнёрш порицалась,  как,  кстати, и инициатива от девушки. После юноши могли проводить девушек до дома, где на крыльце дочерей ждали родители. Возраст девушек, начиная с которого они могли участвовать в посиделках, колеблется. Средний возраст участниц мероприятия составлял 15–19 лет.  Посиделки могли начинаться и заканчиваться в разное время суток. В некоторых губерниях они начинались после обеда и заканчивались около полуночи, в других начинались с вечера и проводились до глубокой ночи, а  кончались под утро. Если девушки оставались ночевать у хозяйки избы, парни должны были уйти на рассвете. Оставаться ночевать считалось распутством. Лишиться девственности до свадьбы считалось позором. Если девушка вне брака родила ребенка, с ней практически переставали общаться, а также не разрешали ей участвовать в посиделках в течение года. Бывало, и вовсе её изгоняли из круга участников собраний. В худшем случае её переставали впускать на общественные мероприятия вообще.  Судьба такой девушки была незавидной, она могла рассчитывать только на брак со вдовцом. В то же время некоторые санкции со стороны сельской общины вводились и по отношению к парню: если он обманул девицу, дав обещание жениться на ней, священник мог не повенчать его с другой и обязывал жениться на первой. — Могли ли участвовать в посиделках юноши, приехавшие из соседних населённых пунктов? – Приходить на посиделки могли как парни из одной с девушками деревни, так и молодёжь из соседних деревень. При этом бывало, что при встрече с чужаками местные парни брали с соседских символический выкуп за право участвовать в таких собраниях или же парни из соседних селений должны были принести угощение хозяину избы, где проходили посиделки. Выкупом мог быть, например, сноп пшеницы.  Если же вопрос не удавалось решить мирно, нередко столкновения местных с чужаками заканчивались дракой. – Какое угощение стояло на столе? – В русских губерниях традиции угощения на посиделках различались. Еду могла выставлять хозяйка дома, если ей платили за наём избы или если это была просватанная девушка, готовившаяся к свадьбе. Нередко молодёжь устраивала на посиделках трапезы в складчину. Обычно парни, приходившие на посиделки, приносили с собой гостинцы. Среди угощений на посиделках были мёд, пряники, орехи, хлеб, баранки, свёкла, картошка, каша, яичница. Часто ставили самовар. В праздничные и выходные дни покупали немного вина и водки. Во время работы можно было «лузгать» семечки. – Что делали старшие в это время? – Обычно в избе, где проходили посиделки, оставались хозяева дома. Молодёжь, с одной стороны, находилась под контролем взрослых, а с другой стороны, этот контроль был номинальным: молодость родителей проходила точно так же. Все понимали, что это досуг, где молодые знакомятся, и не препятствовали процессу.

Читайте также