Самоотверженные и полезные

В России будет воссоздана советская система воспитания детей, но уже на внеидеологической основе

Парад разведчиков, Царское Село, 1916 год

Парад разведчиков, Царское Село, 1916 год

С таким заявлением российский министр образования Дмитрий Ливанов выступил в минувшую пятницу в политологическом Кеннановском институте в Вашингтоне. Речь шла о создании нового «Российского движения школьников» по инициативе Министерства образования и науки.

Ливанов отметил, что подобные объединения существуют во многих странах, и привел в пример американскую организацию скаутов. «Она учит молодых людей многим практически важным вещам: лидерству, способности работать в команде, реализовывать совместные проекты, – отметил министр. – Вовлекает в социальные практики».

Между Богом и кесарем

Ни для кого не секрет, что скаут + советская система воспитания = пионер. Пионерское движение в СССР создавалось по образцу скаутского, но на основе других ценностей, а именно – коммунистической идеологии. Причем идеология срослась с ним так прочно, что сегодня при попытке отделить одно от другого выходит что-то аморфное, безосновное и неинтересное.

А попытки эти предпринимаются уже не первый год. Местные организации наподобие заявленной созданы уже во многих городах России по образу и подобию пионерских, но в документах конспираторски названные просто «Детская организация (Подольска, Москвы, Новосибирска и т. д.)».

Их учредители, обычно чиновники, как мантру повторяют: «Мы вне идеологии». Ливанова, кстати, в Вашингтоне поправили: у скаутов как раз таки идеология есть, заметил директор Кеннановского института Мэтью Рожанский. Приводя его слова, информагентство поясняет, что в скаутскую организацию США запрещено принимать убежденных атеистов и агностиков. Это ли подразумевал сам Рожанский под «идеологией», издалека судить сложно, но идеологическая основа у скаутского движения действительно есть. А религиозный флер придает ей некоторую двусмысленность, как всегда бывает при смешении государственных интересов с материями духовными.

Если взглянуть на «скаутский метод», сам по себе он как будто неплох: воспитание на основе обещания, система микрогрупп, самосовершенствование через выполнение гражданского и духовного долга, деятельность на природе, традиции, «обучение через дело», поддержка взрослых. Все зависит от того, каким содержанием наполнится эта форма. И это главный вопрос.

Дети войны?

Примечательно, что зарождение скаутинга в разных странах было обусловлено военными задачами. Сама идея родилась в Великобритании. После окончания англо-бурской войны легендарный английский полковник Роберт Баден-Пауэлл приходит к выводу, что, хотя войну они и выиграли, однако моральный дух противника был выше, чем у английских солдат. Причину полковник видит в ненадлежащем воспитании английской молодежи: ее интересовали лишь развлечения.

Задавшись целью воспитать самоотверженных и полезных граждан своей страны (а попросту говоря, хороших солдат), Баден-Пауэлл разрабатывает свой уникальный метод подготовки войсковых разведчиков. Одновременно он организовывает лагерь для 22 мальчиков на острове Браунси, где этот метод испытывает на детях. Эксперимент оказался настолько успешным, что Баден-Пауэлл публикует его результаты как особую программу для «скаутов-мальчиков» (scout и переводится как «разведчик»).

Эффект впечатлил. Прочитав первые опубликованные главы, британские мальчики стали самостоятельно создавать скаутские группы и объединяться в патрули.

В России скаутское движение возникает в схожих обстоятельствах. После неудачной войны с Японией в 1905 году военное руководство пришло к выводу, что в стране нужно поднять патриотический дух, и принялось за воспитание подрастающего поколения. Так, в 1908 году в России появилось движение «потешных» (названное в честь «потешных полков» Петра I).

[caption id="attachment_7163" align="aligncenter" width="1060"]Отряд английских бой-скаутов во главе с Р.Баден-Пауэллом Отряд английских бой-скаутов во главе с Р.Баден-Пауэллом[/caption]

Автоматически брат

Любая скаутская организация как свой главный принцип декларирует «долг перед Богом», далее следует «долг перед Родиной», затем перед родителями, начальством, окружающими и др. (здесь уже последовательность варьируется). Что в итоге возьмет верх – идеология или религия – зависит от конкретных исторических и политических обстоятельств. Как бы то ни было, скаутский устав дает понять: без опоры на идеологию либо религию конструкция даже в теории не держится.

Однако от лица государства сегодня ни то, ни другое не может быть заявлено как основа. Приходится лукавить и изобретать различные заменители: загадочные традиционные ценности, патриотизм («Люблю отчизну я, но странною любовью...»), вставание с колен...

Православная калька скаутинга в России есть, это «Братство православных следопытов». Судя по уставу, декларируемые принципы мало отличаются от английских. Как они воплощаются в жизнь, какое место там занимает Бог, а какое идеология – зависит, очевидно, от конкретной ячейки братства. Руководитель одного из таких православных отрядов братства на Урале Валентин Иванов так объясняет смысл создания братства: «Сейчас у них формируется среда, в которой они могут соревноваться, чему-то обучать друг друга. Даже новичок, появившийся в другом отряде, автоматически становится тебе другом и братом. Знаете, если бы все христиане так относились друг ко другу, никакие отряды были бы не нужны».

[caption id="attachment_7165" align="aligncenter" width="800"]

"Братство православных следопытов"[/caption]

Что бы ни говорил г-н Ливанов, других основ для объединения пока не найдено: либо идеология, либо братство («религия» сегодня почему-то чаще разделяет). Что из этого может предложить государство? Ответ очевиден. Остается только надеяться, что оживление интереса к скаутингу со стороны чиновников не связано с крупной военной кампанией и дальше Сирии мы не пойдем.

 

Читайте также