Предшественниками конфет на Руси были цукаты. В «Домострое» описывались разновидности «киевского варенья» - засахаренные в меду, а позже в сахаре фрукты и ягоды. В 1777 году императрица Екатерина II распробовала малоросское угощение и даже издала специальный указ о поставке сухого варенья к императорскому двору. Заказ регулярно доставлялся специальным дилижансом. То ли северные фрукты так сильно уступали украинским, то ли малороссы знали особый рецепт приготовления, но до 19 века каждую осень из Киева в Петербург отправлялись дилижансы с сухим вареньем.
Готовилось лакомство в небольших помещениях, оборудованных печами. Фрукты нарезали, варили, выстаивали в сахарном сиропе, затем давали сиропу стечь и пересыпали варенье сахаром. Для последнего этапа требовались крепкие здоровые дворовые девки. Они держали в руках большие лотки, куда накладывалось сухое варенье, насыпался сахар – это нужно было долго и тщательно встряхивать, чтобы сахарное покрытие стало равномерным и стойким. Затем цукаты просеивали сквозь сита и подсушивали на солнце. А потом уже складывали в деревянные ящики, перекладывая каждый слой листами пергамента.
Позже, используя патоку, мёд, а потом и сахар, наши предки стали изготавливать в домашних условиях первые настоящие конфеты - леденцы. Кто и когда придумал делать леденцы на палочке, неизвестно. Скорей всего, это у этого изобретения много авторов. В 1489 году на Руси уже были леденцы в форме рыбы, домика, белочки и ёлки. Знаменитые петушки появились позже, в 70-е годы 19 века.
В начале позапрошлого века даже самые богатые и знатные барыни на званых приёмах потихоньку припрятывали конфетное угощение в ридикюли. Не из жадности, а из жажды познаний. Ведь каждый кондитер готовил конфеты по собственному рецепту, раскрыть который было делом чести.
На парадных императорских банкетах десерт становился настоящим аттракционом. Из сахара, карамели, мастики, шоколада, марципанов и сахарной пудры придворные кондитеры строили сложные фигуры: чаши, макеты замков и известных архитектурных сооружений. Архитектор Ф.-Б. Растрелли в 18 веке нарисовал «Сахарный партер», который и был сооружён для царского пира. По традиции, когда императорская семья покидала обеденную залу, присутствующие гости торопливо растаскивали со стола «царские гостинцы».
Немецкие психологи выяснили, что клубничную начинку в сладостях выбирают романтичные натуры. Творческие предпочитают кокосовую, застенчивые – ореховую
Первые кондитерские производства в России появились в 18 веке в Петербурге и в Москве. Крупные фабрики возникли только во второй половине 19 века, а уже к 1913 году в России было зарегистрировано 142 кондитерских предприятия. Самые знаменитые из них на слуху до сих пор. Товарищество «Георг Ландрин» превратилось в «Ленинградскую государственную карамельную фабрику им. Микояна», «Товарищество Абрикосов и сыновья» стало «Бабаевской фабрикой», «Эйнем» - «Красным октябрём», «Сиу и Ко» - фабрикой «Большевик». Но даже на крупных предприятиях производство долго было полукустарным. Применялись варочные огневые печи, ручные прессы, открытые варочные котлы с ручными мешалками, заворачивались изделия тоже вручную. Но на рубеже 19 и 20 века ассортимент кондитерских фабрик уже состоял практически из всех известных на сегодня конфет.
Бонбоньерка с сюрпризом
Конфетное дело развивалось. Маркетинговой оптимизацией стало изобретение фирменной упаковки. Мало кто знает, что конфетный фантик изобрёл знаменитый Томас Эдисон, папа телеграфа, пишущей машинки и электрической лампочки. Именно Эдисон придумал парафинированную бумагу, ставшую первой обёрткой для конфет. В России конфетные обёртки стали использовать в 80-х годах 19 века.
Сначала кондитерские изделия упаковывали в простую бумагу. А еще в ящички, шкатулочки, фарфоровые коробочки. Бонбоньерка – это коробка для сладостей и конфет (bonboniere, от bonbon – конфета). В кондитерских магазинах хрупкие шоколадные конфеты укладывали в один ряд, иногда в дополнительной обертке, в плоские картонные коробки без украшений. Конфеты, продававшиеся россыпью, чаще всего помещали в деревянные или металлические коробки в форме куба или сундучка.
В начале 19 века появилась первая специализированная упаковка с названием фирмы производителя. Кроме украшений и рекламы на ней часто помещали сведения просветительского характера. Чтобы привлечь покупателей, кондитерская упаковка составляла серии или наборы.
С 1880-х годов вошла в моду красочная жестяная упаковка. Жестянки защищали товар от сырости и могли впоследствии использоваться хозяйками для хранения продуктов. У некоторых кондитерских фабрик были собственные мастерские по производству упаковки. Например, фабрика Абрикосова имела цех по изготовлению коробок из жести и картона «под управлением живописца Федора Шемякина».
Иногда использовалась неспециализированная тара. В прейскуранте фирмы Жоржа Бормана за 1912 год есть указание, что для шоколадных конфет «Сакай», «Бунго» и «Мияки» использовали лаковые японские шкатулки.
«Жизнь – как коробка шоколадных конфет. Никогда не знаешь, какая начинка тебе попадется» («Форрест Гамп»)
К знаменательным датам и юбилеям, например, к 300-летию дома Романовых, к 100-летию войны 1812 года, выпускались конфеты в специальной упаковке. Особую упаковку можно было заказать малыми партиями и для локальных торжеств – полковых или семейных праздников, завершения строительства корабля или представления фирмы на Всемирных и Всероссийских торгово-промышленных выставках.
Иногда в коробки помещали призы и сюрпризы. Например, к юбилею А. С. Пушкина были изданы миниатюрные книжки его поэм и сказок, которые вкладывали в конфетные коробки. Помещали туда и рекламные открытки: при предъявлении всей серии открыток магазин или фирма вручали покупателю приз. В качестве вложений использовались также образцы для рукоделия или кулинарные рецепты.
К началу 20 века фантики для конфет и шоколадных плиток разрабатывались так же тщательно, как театральные афиши. На них были загадки, поговорки, частушки, гороскопы, пожелания, даже таблица умножения и азбука – для школьников. А уж фантиками с гаданиями никого было не удивить. Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Иван Билибин не считали зазорным стать художниками-оформителями конфетных фантиков.
После революции 1917 года конфетные обертки утратили изысканность, но зато приобрели агитационную направленность. Вот на фантике конфеты «Урожай» была надпись «Урожай убрал ты в срок – очень Родине помог!». Познавательный фактор тоже сохранялся. Съев конфету «Носорог», ребенок мог узнать, в каких районах водится это животное, сколько живёт и чем питается. Патриотический дух призваны были поднимать конфеты вроде «Адмирала Нахимова». До наших дней с тех пор дожили бренды «Красная Шапочка», ирис «Кис-кис», знаменитые «Раковые шейки».
Если каждый вечер, уходя с работы, девушка находит в кармане пальто конфету «Красная шапочка», она становится приветливой со всеми сотрудниками и совсем перестает брать больничный
Конфетные первопроходцы
В 1848 году предприниматель Георг Ландрин открыл на Петергофском шоссе в Санкт-Петербурге мастерскую по производству леденцовой карамели. В 1860 году здесь начали выпуск знаменитого монпансье. Именно здесь появился и прообраз нынешних букетов из конфет – украшения из карамели. Техника карамельного украшения считалась высшим достижением кондитерского искусства. К концу 19 века кондитеры Российской империи могли дать фору любому иностранному мастеру: цветы из карамели выходили у них ювелирно красивыми и при этом по-русски масштабными. Каждый карамельщик старался придумать своё ноу-хау.
Популярность продукции Товарищества "Георг Ландрин" в дореволюционной России была очень велика. При Александре III фабрика получила почетное звание "Поставщика Двора Его Императорского Величества". Это было своеобразным знаком качества. Конфеты от "Георга Ландрина" при Александре III и при Николае II регулярно подавались на царский стол во время торжественных обедов и праздников.
«Никогда не слышал, чтобы слова «всего лишь» и «конфеты» употреблялись в одном предложении!» (South Park)
Вторым петербургским конфетным купцом стал Григорий Николаевич Борман. Он тоже был поставщиком Императорского Двора с "правом изображения государственного герба на своих этикетах". На международных выставках в категории продуктов питания Жорж Борман неизменно получал «золото».
Ежедневно производство Бормана выпускало до 90 пудов шоколада. Применялись только лучшие сорта какао, ванили и сахара. Продукция Бормана могла бы обходиться без рекламы - вокруг фабрики на Английском проспекте в Петербурге стоял такой аромат, что пройти мимо фирменного магазина было невозможно.
На фабрике выпускали карамель, монпансье, леденцы, шоколадные конфеты. Специально для аристократии открылось отдельное производство для ежедневного изготовления свежих конфет. Ассортимент насчитывал 200 наименований: «Аленушка», «Ушки», «Реванные головки», «Якши», «Цукатики», «Сампьючай», «Жмурка», «Жорж», «Лоби-Тоби».
И первое шоколадное яйцо с сюрпризом внутри произвел Жорж Борман. В яйцо помещали крестик, маленький костел или православный собор. Выпускались тематические серии шоколада: «Географический атлас», «Коллекция жуков», «Народы Сибири», «Спорт».
Фирма «Жоржъ Борманъ» стала пионером автоматической торговли в России. На углу Невского проспекта и Надеждинской улицы фирма «Жоржъ Борманъ» выставила первый из автоматических аппаратов для продажи плиток шоколада. Для получения плитки шоколада необходимо было положить монету в отверстие на лицевой стенке и повернуть находящуюся здесь же ручку, внизу открывалась щель и выдвигалась плитка шоколада. Автомат сразу окрестили «Домиком братьев Гримм». Как обычно, в России всё пошло по-своему. То кто-нибудь вместо 15 копеек бросал двугривенный и затем, не получив ни шоколада, ни сдачи, отвешивал аппарату пинок. То какой-нибудь купец совал в щель трехрублевую бумажку, после чего агрегат вообще переставал работать. Пришлось при автомате ставить дюжего молодца. А это губило саму идею. Только на Невском предполагалось около 40 таких аппаратов, но задумку осуществить не удалось.
1917 год разрушил империю "Жоржъ Борманъ", фабрики были национализированы.
Два килограмма молочных ирисок, в качестве приманки насыпанных в ящик рабочего стола, облегчают утренние сборы и вдвое сокращают дорогу в офис
Лучшей дореволюционной кондитерской фабрикой Москвы принято считать кондитерскую фабрику «Товарищество А.И. Абрикосов и сыновья», основанную в 1874 году.
Дед будущего фабриканта, крепостной крестьянин Степан Николаев, получив вольную, в 1804 году создал в Москве маленькую мастерскую, в которой работали члены его семьи. Делали варенья, повидла, но особенно хорошо получалась у них абрикосовая пастила. За неё-то деда и прозвали Абрикосовым, и даже записали под этой фамилией во время переписи населения в 1814 году. Сын его усовершенствовал мастерскую. Но лишь внук, Алексей Михайлович, превратил семейный бизнес в самую значительную кондитерскую фабрику России. В 1873 году он установил на фабрике паровой двигатель мощностью 12 лошадиных сил. После этого мастерская стала крупнейшим московским механизированным кондитерским предприятием.
Внук Абрикосов был гением маркетинга. Его реклама была повсюду - в газетах и журналах, на вывесках в витринах магазинов и на фасадах домов. Он выпускал специальные прейскуранты, что-то вроде современных рекламных буклетов, вкладывал в покупки фирменные календарики, проводил благотворительные акции. Коробки и фантики абрикосовских конфет были такими красочными, что становились предметом коллекционирования.
Абрикосов выпускал серии вкладышей и этикеток, посвященных артистам и учёным. Детские серии сопровождались открытками, бумажными игрушками, мозаиками. Именно Абрикосов придумал обернутых в фольгу шоколадных зайцев и Дедов Морозов.
Когда у Абрикосовых появились фирменные магазины, рекламные акции стали проводить прямо на месте продаж. Например, в городской газете публиковали новость, что в одном магазине Абрикосовых продавщицами работают только блондинки, а в другом - только брюнетки. Публика немедленно устремлялась проверять новость. Без покупок, конечно, мало кто уходил. В начале ХХ века Алексей Иванович Абрикосов считался «шоколадным королём России». А после революции его предприятие превратилось в «Фабрику имени рабочего Бабаева».
Самая большая в мире конфета из марципана и шоколада весила 1,85 тонн. Ее сделали в Даймене, Нидерланды, с 11 по 13 мая 1990 года
С «Товариществом Абрикосов и сыновья» конкурировало «Товарищество Эйнем», основанное Фердинандом Теодором фон Эйнемом, германским поданным в 1867 году. Эйнем производил карамель, конфеты, шоколад, какао-напитки, пастилу, печенье, пряники, бисквиты. После открытия филиала в Крыму в ассортименте у Эйнема появились глазированные шоколадом фрукты и мармелад.
Особое внимание Эйнем уделял звучным названиям и стильной упаковке. «Ампир», «Миньон», шоколад «Боярский», «Золотой ярлык» - коробки с конфетами отделывались шелком, бархатом, кожей. Реклама фирмы размещалась на театральных программках, на наборах открыток, вложенных в коробки конфет. Для фабрики писал музыку собственный композитор, вместе с карамелью или шоколадом покупатель бесплатно получал ноты «Шоколадного вальса», «Вальса Монпасье», или «Кекс-галопа».
У коллекционеров сохранились наборы футуристических открыток «Москва будущего», на оборотной стороне которых крохотными буквами напечатано «Т-во Эйнемъ».
После революции производство Теодора фон Эйнема, основанное в двух шагах от московского Кремля, превратилось в фабрику «Красный Октябрь». А теперь от него останется только небольшой музей – территория будет застроена элитными домами и торгово-развлекательными центрами.
Самая неземная конфета – «Чупа-чупс». В 1995 году российские космонавты попросили доставить «чупы» на орбиту. И ЦУП решил, что это безопасно. Видео космонавтов с чупа-чупсами стало самой эффективной рекламой компании Chupa Chups
Еще один крупный шоколадный фабрикант – француз Адольф Сиу. В 1853 году он открыл в Москве кондитерский бизнес, полвека определявший вкус российского потребителя сладостей. Фабрика выпускала конфеты, мармелад, пастилу, пирожные, драже, мороженое, пряники, варенье. Были в ассортименте конфеты, которые специально готовились к утру – их предписано было есть только свежими. К 1900 году торговый дом «А. Сиу и Ко» имел сеть фирменных магазинов в Москве, Петербурге, Киеве и Варшаве. Кондитерские цеха снабжали кофе, какао и разнообразными сладостями Россию и Украину. Через Нижегородскую ярмарку товары уходили в Персию и Китай. Именно Адольф Сиу – автор знаменитого печенья «Юбилейное». Фабрика выпустила его к 300-летию Дома Романовых.
Сиу открыл на Кузнецком мосту кондитерскую и кофейню, которые были оформлены в стиле Art Nouveau по сюжетам, заказанным в Париже и выполненным лучшими русскими мастерами, а интерьер фирменного розничного магазина на Арбате был отделан в стиле рококо эпохи Людовика XV. В 1918 году производство национализировали и переименовали в фабрику «Большевик». С 1994 года она входит в группу «Данон».
Советская фабрика «РотФронт» произросла из «Торгового дома Леоновых», основанного в 1826 году. Кроме шоколада и мармелада это предприятие специализировалось на карамели, производило 5 сортов этих конфет: карамель крупная, мелкая, леденцы, монпансье, «атласные подушечки». Многие современные карамельки до сих пор производятся по рецептуре Леоновых.
Сейчас фабрики «Красный Октябрь», «Бабаевский» и «РотФронт» слиты в холдинг «Объединённые кондитеры».