Новость появилась примерно так же «случайно, но вовремя», как и Декларация русской идентичности. Этот документ, говорящий об «уникальности этногенеза русского народа», вдруг обратил на себя внимание в ноябре 2014 года и почему-то был поддержан Русской православной церковью в лице патриарха.
Тема «русских» активно разрабатывается близкими к власти идеологами весь последний год, и, что тревожно, происходит это на фоне обоснования Москвой своих прав на Крым и заявлений о «геноциде русских» на Украине.
На сегодня государственный проект «Русская нация» проработан, по крайней мере, с двух сторон – с духовной и с мифопоэтической. Первое взяла на себя РПЦ, поддержав упомянутую декларацию. За второе взялись писатели и публицисты. «Русскость – ощущение нежное, тонкое, трепетное, – пишет Захар Прилепин в одном из своих эссе. – Его не надо надевать на шею человеку, как колоду. Человек самовольно ходит с этим чувством – оно тоньше волоса и является самым важным оберегом».
В том, что поэтическое взяло верх над историческим (хотя здесь тоже было немало потуг), ничего удивительного нет. История – какая-никакая, но все же наука, поэтому историческая «русская нация», если ее отыщут и опишут, предполагает какие-то границы. Государственный проект с границами пока не определился.
Пока отечественные историки пребывают в замешательстве, на помощь подоспели генетики. Они обещают выявить особенности вариантов генов, характерные для коренного населения России, это и будет «геномный портрет» русского человека. Для этого ученые планируют собрать 1,5 тысячи образцов крови предполагаемых русских.
Агентство ТАСС отмечает, что «аналогичные исследования уже были проведены для большинства стран Европы и Америки, Китая, Японии и даже некоторых африканских племен». Это обобщение не совсем корректно.
Наука действительно располагает генетическим портретом американца (индейца), корейца, европейца и представителей еще нескольких этносов (всего 8). Среди них есть и русский человек, его геном был расшифрован в 2009 году (исследование проводил Курчатовский институт в Москве). Но в каждом из восьми случаев расшифровывали геном одного конкретного человека – представителя этноса. Питерские ученые замахнулись явно на что-то большее.
Недаром они ни словом не обмолвились о достижениях Курчатовского института. Проект СПбГУ, очевидно, заточен под другие задачи. Здесь речь идет о коллективном генетическом портрете представителей всех регионов России, что само по себе странно, если говорить о коренном населении.
Самая интригующая часть работы – формирование выборки: 1,5 тысячи «коренных русских». Чтобы не ошибиться, генетики будут консультироваться с этнографами и врачами. «Нам подходят только люди, на протяжении не менее трех поколений постоянно проживающие в деревнях. Жители мегаполисов в нашем исследовании участвовать не могут из-за вовлеченности в миграционные процессы», – заявила ТАСС сотрудник Центра геномной биоинформатики СПбГУ Анна Горбунова.
Не менее половины выборки, по ее словам, должны составлять трио «мама, папа, ребенок», чтобы проследить характер передачи генетических признаков. В итоговой выборке должны быть представлены жители всех регионов России.
«Забытое» питерскими учеными исследование 2009 показало, что у русских и украинцев отличий в геноме нет. Почти такой же геном у поляков. А вот татарских следов в русском геноме тогда почти не нашли, что поставило под вопрос существование монголо-татарского ига в том виде, в котором мы знаем о нем из учебников истории.
Какой сюрприз готовят нам генетики сегодня, остается только гадать. Ясно одно: пространство для маневра здесь гораздо шире, чем в истории, и проверить научные выводы сложнее (без увесистых грантов подобное исследование запустить не получится). Поэтому не исключено, что скоро проект «Русская нация» прирастет и научным обоснованием, перед которым истории придется умолкнуть.