Фото: Софья Сандурская / АГН "Москва"
Недавно был опубликован проект Указа президента «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Я как учитель школы с ужасом воспринял появление этого проекта. Сейчас и так в школе достаточно активно насаждается идеология, связанная со Великой Отечественной войной, которая позиционируется как центральное событие в российской истории. Теперь ещё один идеологический проект – более масштабный, где объём понятия «ценности» не определён. Неясно, что имеется в виду под гражданственностью, патриотизмом, высокими нравственными идеалами и ценность ли вообще коллективизм. Я утешаюсь пока только тем, что некоторые публичные люди высказались против этого проекта.
В чём я вижу главную опасность данного проекта. Прежде всего в самом факте его существования. Второе – что он неизбежно прежде всего начнёт реализовываться в школе. И главная проблема не в том, что в этом указе написано что-то ужасное. Разве патриотизм, крепкая семья, милосердие, взаимопомощь – плохие вещи? Очень даже хорошие! Но когда за воспитание этих ценностей берётся государство, то всё это начинает походить на формирование государственной идеологии, которая запрещена Конституцией РФ.
Государство не может вторгаться в сферу этическую и духовную. Понятно, что нельзя чётко разграничить этику и закон, порою какие-то этические нормы становятся законами, но всё-таки большая часть вопросов нравственного характера не должна регулироваться государством. Если же государство какую-то этическую проблему хочет из общественного поля вывести в государственное, то здесь по каждому конкретному вопросу нужно широкое подробное обсуждение. Государство – это институт легального насилия и принуждения. Этика и духовные вопросы – это пространство свободы, где никакое насилие неприемлемо. Вторжение государства в эту область – прямой путь к тоталитаризму.
Например, за такие ценности, как жизнь, достоинство, права и свободы человека, упоминаемые в проекте, государство несёт ответственность, прежде всего охраняя эти ценности от посягательства, в том числе и со стороны государственных структур. Но вот дальше перечисляются патриотизм, гражданственность и служение Отечеству. Патриотизм – это любовь к Отечеству, как на это может повлиять государство? Настоящее служение – это то, что возможно по любви и в полной свободе. Отечество – это твой народ, земля, культура и история. Каким образом огромный чиновничий институт, ощетинившийся силовыми структурами, будет нам эту любовь внушать и к этому служению вдохновлять? Может, выдадут медаль за любовь к Отечеству первой степени, второй и т. д.? Может, создать табель о рангах в милосердии, семейственности?
Одно из самых плохих последствий подобных проектов и их реализации в учебных учреждениях – это обесценивание по-настоящему важных понятий. Это уже произошло с патриотизмом. Мало кто всерьёз сейчас воспринимает это слово. Из общения с детьми я сделал вывод, что настойчивое воспитание патриотизма в современных школах приводит ровно к противоположному. Большая часть старшеклассников, с которыми я общался, при возможности согласны эмигрировать в другую страну! Даже те, кто настроен провластно, поддерживают современный режим, всё равно, если будет такая возможность, не против уехать жить в Европу и США. А уж та молодёжь, которая настроена оппозиционно, вообще готова даже приложить серьёзные усилия, чтобы это осуществить.
Наверное, трудно представить себе больший удар по нравственным ценностям, чем издать государственный указ по внедрению этих ценностей. Наши власти должны понимать, что если они действительно хотят, чтобы все нравственные и моральные нормы и идеалы в обществе не исчезли, а – наоборот – укреплялись, то надо запретить государству вмешиваться в эту область посредством указов. «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в Рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в Ад», – пишет религиозный философ Николай Бердяев. Но когда государство пытается устроить рай, сделав всех добрыми и нравственными, то неизбежно получается ад.
Государство стремится защитить наши ценности. Но дело в том, что духовно-нравственные ценности находятся на том уровне, на котором государство действовать не может. Единственное, что может сделать власть в данном случае, – это показать хороший пример. В частности, президент и чиновники могут показать пример патриотизма, милосердия, крепкой семьи. Но если государство в этической сфере может принудить что-то не делать, то совершенно непонятно, как оно может принудить что-то делать?
Тогда зачем нужен указ о традиционных духовно-нравственных ценностях? Во власти такие наивные люди, что верят в укрепление ценностей через указы? Отчасти, возможно, и так. Но, как мне видится, главное, что хочет укрепить наша власть, – саму свою власть, боясь её потерять. Идеология всегда своей целью имела одно – укрепление позиций правящей элиты. Конечно, люди во власти могут искренне верить, что, защищая себя, они в то же время защищают и страну. Но здесь важно понимать, что государство не тождественно Отечеству, а порою может ему быть и враждебно, и это XX век в России очень хорошо показал.
Поэтому, если мы действительно радеем о традиционных ценностях, о духовных ценностях, если мы их хотим передать нашим детям, то надо сделать всё, чтобы подобные указы не появлялись.