Казалось бы, что может быть банальнее и обыденнее войны?
По подсчётам историков, только за период документирования истории человечества на Земле произошло около 15 тысяч войн. Зато мирных лет в истории человечества было на удивление немного – всего 292 года. Так что неудивительно, что Иммануил Кант по этому поводу писал: «Состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние, status naturalis, последнее, наоборот, есть состояние войны...»
С другой стороны, все политики всегда выступали за мир – по крайней мере на словах. Потому что, как говорил великий князь Константин Павлович, «война портит солдат, разрушает шеренгу и пачкает мундиры». Кроме того, всегда есть риск продуть.
И симптоматично, что активнее всего пацифистское движение в мировых элитах расцветало как раз накануне большой бойни. Например, в 1907 году была подписана Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, которая стала основой современного Международного гуманитарного права, наказывающего страны за военные конфликты. А в 1928 году в Париже главы одиннадцати государств и вовсе заключили Пакт Бриана–Келлога – договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики, к которому сразу же присоединилось большинство стран мира, включая и Германию. Что ж, реальная политика показала настоящую ценность всех этих договоров, не стоящих и бумаги, на которой они были написаны.
Тем не менее и в сегодняшнем мире война формально запрещена.
Так, в статье № 2 Устава ООН закреплён запрет применения любой силы в международных отношениях, а не только «война в правовом смысле». А статья № 51 Устава ООН гласит, что любое государство мира имеет право применять вооружённую силу исключительно в целях самообороны или же по решению Совета Безопасности ООН. Поэтому государства могут воздействовать на державу, нарушающую свои международные обязательства по правам человека, лишь политическими, дипломатическими и иными средствами, но не при помощи вооружённой силы. Её имеет право применять только Совет Безопасности ООН.
Однако причины, побуждающие государства конфликтовать между собой, никуда не делись. Поэтому современные державы предпочитают не воевать, но проводить специальные военные операции.
* * *
Сам термин «специальные военные операции, отличные от войны» придумали американцы. В 1986 году это понятие появилось в американском полевом уставе сухопутных войск FM100-5 в виде двух разновидностей: небоевые операции по поддержанию мира и боевые операции по установлению мира. Впрочем, в 1993 году термин «военные операции, отличные от войны» в американских уставах был изменён на термин «конфликт низкой интенсивности».
Но как ни назови военные операции, они по сути означают небольшую войну. С одним – весьма условным – отличием: государство, проводящее специальную военную операцию. не ставит себе целью захватить какую-либо страну или её часть или же сменить политический режим, что является целью обычной войны. Задачи «военной операции» локальны – например, разгром вооружённых сил противника и побуждение его к миру.
Кроме того, если страна проводит специальную военную операцию, то она теоретически может избежать ответственности по Международному гуманитарному праву, которое требует от воюющих сторон соблюдения следующих условий:
1) формальный акт объявления, как этого требует Гаагская конвенция 1907 года;
2) разрыв дипломатических отношений между воюющими государствами, что является следствием объявления войны;
3) аннулирование всех двусторонних договоров, торговых и политических;
4) ввод в силу специального правового режима для комбатантов и мирного населения (основа этого правового режима – Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 года и Дополнительные протоколы к ним 1977 года, различные соглашения, конвенции, протоколы, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и другие документы).
Наконец, проведение «военных операций» существенно облегчает жизнь и самих военных внутри страны. В частности, в России вопросы обороны и безопасности регулируют более чем 70 федеральных законов (в том числе Стратегия национальной безопасности РФ, Военная доктрина РФ, Концепция внешней политики РФ, Концепция строительства военной организации государства), 200 Указов Президента Российской Федерации, 500 постановлений Правительства Российской Федерации, а также подзаконные акты. Проведение же «военной операции» позволяет военным действовать без «лишнего бюрократизма» и даже надеяться избежать ответственности в случае, если что-то пойдёт не так.
* * *
Именно поэтому военные операции так распространены во всём мире .
В частности, США в 2001 году провели военную операцию на территории Афганистана (США никогда не объявляли войну этому государству, все военные действия официально носили характер «конфликтов низкой интенсивности»).
В 2003 году США с союзниками по НАТО провели военную операцию против Либерии, а затем и против Ирака. В 2004-м – против Пакистана, в 2011-м – против Ливии, в 2014-м – против Сирии, в 2015-м – против Йемена и Камеруна.
Россия также уже проводила военные операции. В 2000–2005-м проводились «контртеррористические операции на территории Северо-Кавказского региона». В 2008 году – «принуждение к миру» Грузии, в 2015-м – помощь Сирии.
Да и сама Украина в 2014 году не стала объявлять войну России в связи с возвращением Крыма в родную гавань и событиями на Донбассе. 14 апреля 2014 года и. о. президента Украины Александр Турчинов подписал Указ № 405/2014 «О неотложных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины», в котором гражданскую войну он назвал АТО – антитеррористической операцией. Как позже признался Арсений Яценюк, в то время занимавший пост премьер-министра Украины, власти страны боялись, что сам факт признания наличия военного конфликта станет формальным препятствием для получения кредитов МВФ.
* * *
О целях и задачах нынешней специальной военной операции рассказал сам президент Владимир Путин в своём обращении к нации:
– Нам с вами просто не оставили ни одной другой возможности защитить Россию, наших людей, кроме той, которую мы вынуждены будем использовать сегодня. Обстоятельства требуют от нас решительных и незамедлительных действий. Народные республики Донбасса обратились к России с просьбой о помощи. В связи с этим в соответствии со статьей 51 части 7 Устава ООН, с санкции Совета Федерации России и во исполнение ратифицированных Федеральным Собранием 22 февраля сего года договоров о дружбе и взаимопомощи с Донецкой народной республикой и Луганской народной республикой мною принято решение о проведении специальной военной операции.
Её цель – защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима. И для этого мы будем стремиться к демилитаризации и денацификации Украины, а также преданию суду тех, кто совершил многочисленные кровавые преступления против мирных жителей, в том числе и граждан Российской Федерации.
При этом в наши планы не входит оккупация украинских территорий. Мы никому и ничего не собираемся навязывать силой...
Сегодняшние события связаны не с желанием ущемить интересы Украины и украинского народа. Они связаны с защитой самой России от тех, кто взял Украину в заложники и пытается использовать её против нашей страны и её народа.
* * *
Древнегреческий драматург Эсхил однажды заметил, что у войны свои законы: «На войне правда – первая жертва». Эти же законы действуют и при проведении военных операций. Поэтому нет ничего удивительного, что с первых дней СВО Роскомнадзор потребовал от СМИ писать о ходе военной операции российских войск на Украине только по официальным российским источникам.
Также Роскомнадзор направил уведомления нескольким СМИ с требованием об удалении материалов, в которых военные действия России на Украине назывались войной.
Эти действия РКН объяснил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков:
– Напоминаем, что Россия на протяжении всей своей истории никогда ни на кого не нападала. И Россия, которая пережила столько войн, – это последняя страна в Европе, которая вообще хочет даже произносить слово «война»...
Да и вообще мало ли что…