Социальный лифт привёз на остров

Редактор «Стола» обнаружила, что идеологами «островизации» России стали те самые предприниматели и учителя, которых в 2011 году взяли во власть «от сохи» – в поисках свежих идей для развития страны

Фото: Никеричев Андрей / АГН

Фото: Никеричев Андрей / АГН "Москва"

Фото: Никеричев Андрей / АГН "Москва"


На прошлой неделе в газете РБК вышла колонка с говорящим названием «Остров Россия». Её автор – спецпредставитель президента по вопросам технологического развития Дмитрий Песков (не пресс-секретарь!) – объясняет, как важен для любой страны (не только для России) технологический суверенитет. Это «когда вам никто Apple Pay на телефоне отключить не может», поясняет спецпредставитель. А дальше приподнятым стилем, в патриотичном духе он рассказывает о том, как хорошо построить «собственный “остров”, на котором мы главные, мы взрослые, мы принимаем решения, мы за них отвечаем». В неизвестном широкой публике идеологе технологической изоляции страны редактор «Стола» узнала человека, за которым, в числе прочих «новых» людей, пристально наблюдала в годы своей журналистской юности.

В далёком 2011 году президент (а на тот момент премьер-министр) Владимир Путин объявил об учреждении малопонятной структуры под названием Агентство стратегических инициатив (АСИ). Это произошло через три месяца после создания ещё одной, не менее понятной структуры – Общероссийского народного фронта. 

То и другое преподносилось как своеобразный механизм для проведения модернизации «снизу». В первом случае под крылом у будущего президента собирались лояльные ему предприниматели со своими идеями и инициативами. Во втором – почти кто угодно из «народа», «от сохи». Непохожие на вороватых чиновников и единороссов, против которых вёл тогда активную агитацию Алексей Навальный, все эти учителя, врачи и предприниматели «от сохи» должны были обновить и оживить власть, привнеся в высокие кабинеты повестку «с улицы».

Надежды было мало, но все равно интересно. В регионах действительно началась «движуха», люди встрепенулись: а вдруг это и есть те самые социальные лифты, которые помогут талантам выбраться из глухой провинции на свет божий?

Помню, в редакции «Московских новостей» мы искали подходящего героя для материала и остановились на кандидатуре учительницы истории из города Балашова Людмилы Боковой. Вместе с фотокорреспондентом Женей Гладиным мы отправились в далёкий Балашов. 

Людмила Бокова. Фото: Любимов Андрей / АГН "Москва"
Людмила Бокова. Фото: Любимов Андрей / АГН "Москва"

Тихая, скромная учительница готова была отвечать на любые вопросы журналистов. Очень доброжелательная, много правильных слов. Мы с Женей не ошиблись в выборе героини: Бокова победила в праймериз «Единой России» и прошла по списку партии в Госдуму, а потом была переведена в Совфед. Там она подписывалась под самыми одиозными инициативами партии вместе с сенатором Андреем Клишасом и вице-спикером Госдумы Петром Толстым. От её имени, в частности, в 2017 году был отредактирован закон об «иноагентах», куда с тех пор стали включать также физических лиц и СМИ. Она же выступила инициатором закона о наказании за фейки и за неуважение к власти.

А что же с бизнесменами? В Госдуму через АСИ никто не избирался (для этого имелись предпринимательские «квоты» в партиях). Здесь идея была скромнее: от предпринимательской «сохи» требовались идеи модернизации страны – такой, которая отвечает на запрос «снизу». 

Собирать и пасти этих предпринимателей был назначен тот самый Дмитрий Песков-не-пресс-секретарь, который сегодня в статусе спецпредставителя президента по вопросам технологического развития пишет колонки для РБК. Тогда его как раз назначили директором направления «Молодые профессионалы» в АСИ, и он регулярно собирал мероприятия, называемые «форсайтами», где участники через особым образом организованный мозговой штурм формировали стратегию развития страны на десятилетия вперёд. 

Для этого была разработана целая методология с опорой на идеи Петра Щедровицкого-младшего. Тот утверждал, что будущее – это продукт воображения, что можно придумать образ среды, в которой мы хотим жить через несколько лет, – и мы обязательно там окажемся. Подразумевалось, что этот образ будет ориентиром для дальнейшей работы. 

Образы на «форсайтах» формировались самые фантастические. (Впрочем, реальные образы 2022 года ни одному форсайтеру тогда, в 2012 году, в голову не пришли.) Редакция «Московских новостей» поручила мне стать завсегдатаем этих встреч: было ощущение, что именно там оформляется кадровый резерв «новых» госслужащих.

Несмотря на фантастичность высказываемых идей, казалось, что жизни в этой среде явно больше, чем в Госдуме или Совете Федерации. Отсутствие жёстких рамок и официального статуса делало атмосферу «форсайтов» непринуждённой, почти творческой. Провинциальным предпринимателям льстило внимание прессы, но в то же время они всегда очень боялись сказать что-нибудь лишнее. Дмитрий Песков-не-пресс-секретарь больше всех беспокоился, как бы через меня не утекло наружу что-то «не согласованное», поэтому отношения у нас были напряжённые. Но я принимала это спокойно: если это мозговой центр модернизированной России, то их можно понять.

Дмитрий Песков. Фото: Авилов Александр / АГН "Москва"
Дмитрий Песков. Фото: Авилов Александр / АГН "Москва"

После выхода колонки про «островизацию» я написала одному из предпринимателей, который 10 лет назад с энтузиазмом планировал будущее на песковских «форсайтах». Тогда он торговал цветами в Смоленске, а сегодня уже перебрался в Москву, работает в брендинговом агентстве. (И этот социальный лифт сработал?..) Он по-прежнему осторожен, лишних слов пытается не произносить, резких оценок ничему и никому не давать.

С Песковым они по-прежнему «пересекаются». Его концепцию про «островизацию» «очень разделяет». «Ибо работает, – уточнил мой знакомец. – А если ещё через призму Хазина-Переслегина смотреть – очень интересная картина… хотя местами и неприятная». 

Оценок происходящему в стране он не даёт, а тезисы из колонки Пескова называет прямым следствием «тех прогнозов и проектов, которые им делались ещё с 2012 года». Всё идёт по плану. 

Желая подчеркнуть компетентность и прогрессивность своего коллеги, мой знакомец поспешил добавить, что Песков окончил «Шанинку», и не преминул похвастаться, что его собственная дочь тоже заканчивает там сейчас третий курс.

Читайте также