В современном контексте День памяти жертв советских репрессий – тема щепетильная. Даже если на уровне президента эта дата была утверждена в 1991 году, говорить о ней стали относительно недавно, появилось много форм памятных мероприятий. Каждый сам для себя понимает ценность и важность поминовения пострадавших от репрессий. Ежегодная акция «Молитва памяти» призывает поминать родных во имя объединения народа.
Узаконенная традиция узников
Официально День памяти жертв репрессий появился в календаре в октябре 1991 года. Тогда постановление Верховного Совета РСФСР учредило дату в связи с принятием закона «О реабилитации жертв политических репрессий». Однако, как отмечает соучредитель и бывший руководитель Мемориального музея «Следственная тюрьма НКВД» Василий Ханевич, День памяти отмечали задолго до правительственного указа. Инициаторами появления памятной даты стали сами заключенные. Хотя, кстати, день был выбран абсолютно произвольно. Дело в том, что 30 октября 1974 года узники мордовских и пермских лагерей не вышли на работу, объявив голодовку против советской власти. После этого случая 30 октября ежегодно политзаключённые устраивали забастовки. Поэтому спустя почти 20 лет памятную во время начавшейся перестройки и гласности дату решили узаконить.
День памяти жертв репрессий отмечается на территории всего бывшего СССР. Правда, памятные даты и форматы отличаются: где-то это шествия, где-то митинги, где-то «уроки памяти», а где-то молитвы. Однако день, когда граждане современных государств отдают дань памяти предкам, пострадавшим от несправедливости своих же сограждан, есть едва ли не в каждой стране.
Василий Ханевич отмечает, что основной посыл памятной даты – преступления против прав человека не должны повторяться. День памяти жертв репрессий – напоминание обществу и самим себе о бесценности человеческой жизни.
Репрессированные были почти в каждой семье
Согласно Закону о реабилитации жертв политических репрессий, к мерам принуждения относят помещение в психиатрические лечебницы против воли человека, переселение из мест проживания, выселение в специальные посёлки, заключение в лагеря, принуждение к труду в условиях ограничения свободы, а также нарушение прав тех, кто признаётся социально опасным для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам. Отмечается, что признание таковым может быть как по суду, так и органами исполнительной власти.
XX век знает миллионы трагических историй, где люди оказались жертвами радикальных решений. Из самого законодательного акта видно, что репрессиям подвергались разные народы и социальные круги. Пострадавшими были священнослужители, торговцы, бывшие помещики, крестьянство, объявленное кулаками, и даже сами рабочие. Хотя советская власть декларировалась как власть пролетариата, но и данная категория также подверглась репрессиям.
Как отмечает Василий Ханевич, День памяти жертв репрессий – чрезвычайно важная дата для народа. Потому что жизнь как минимум половины страны была подчинена системе НКВД. Например, Сибирь отстраивалась за счёт дармовой силы раскулаченных крестьян и узников лагерей. Одни валили лес, распахивали непригодные для сельского хозяйства земли, другие строили дороги, третьи работали на каменоломнях или стояли у истоков основания промышленных предприятий.
«В Томской области не было – по сравнению с соседним Кузбассом – столь много лагерей ГУЛАГа, в основном это спецпосёлки для ссыльных крестьян, депортированных народов. Когда в 30-е годы начался процесс ликвидации кулачества, в регионе появилось более 300 новых спецпосёлков. В глухую тайгу были высланы сотни тысяч людей. Только раскулаченных было не менее 300 тысяч, а ещё были депортированные народы. Перед войной их выслали с территорий, присоединённых к Советскому Союзу, в годы войны были депортированы русские немцы, калмыки, многие народы с Кавказа», – отмечает Василий Ханевич.
В течение двух лет – до сентября 1939 года – в Томске был лагерь для ЧСИРов. Аббревиатура расшифровывается как члены семьи изменников Родины. По словам историков, в основном это было женское население: родственницы расстрелянных «врагов народа» или их жены. Они подвергались репрессиям только за то, что имели кровные связи с «изменниками Родины», за то, что не донесли на своих мужей. Подобный самый крупный – лагерь был в Казахстане. Неофициально он назывался АЛЖИР, что расшифровывается как Акмолинский лагерь жён изменников Родины.
Точной статистики о жертвах политических репрессий нет до сих пор. Во-первых, из-за секретности мер принуждения. Во-вторых, из-за перегибов на местах. В-третьих, из-за уничтожения многих документов, мора узников и побегов. Однако, по данным Музея истории ГУЛАГа, речь идёт примерно о 20 миллионах человек. Математика простая: при таком количестве тех, кто побывал в учреждениях системы НКВД, в каждой восьмой семье предки подвергались мерам принуждения.
Память о жертвах во имя объединения
Василий Ханевич отмечает, что в ситуации с репрессиями не существовало внешнего врага. Они осуществлялись руками сотрудников НКВД – наших же сограждан, часто – люди одной социальной группы, родственников. Безусловно, одних доносить заставлял страх быть также наказанными. Других – невозможность противостоять огромной машине, которая на протяжении всего советского периода проводила радикальную политику в отношении своих граждан.
В этом смысле хоть миллионы трагедий случались внутри одной страны и одного социума, но вряд ли можно сказать, что это случилось внутри одного народа. Ведь советский народ – это фикция, а русский народ в ХХ веке практически погиб. Духовно разделение на «свой» и «чужой» всё-таки произошло. Если Ленин разделил всех на классы, то при Сталине отчуждение стало принимать абсолютные формы, разделяя подозрениями и недоверием всех людей. И тогда, не имея, казалось бы, внешнего врага, на духовном уровне мы видим его проявление в формуле Солженицына: советское относится к русскому как палач к своей жертве.
В этом контексте, по мнению историка, важно помнить о трагических событиях XX века во имя объединения и воспитания неравнодушия по отношению к людям. На примере советских репрессий необходимо воспитывать человеколюбие, гуманность, милосердие и сострадание с детства, рассказывая школьникам историю их семьи без прикрас. «С детьми стоит говорить о трагических событиях хотя бы потому, что мерам репрессий подвергались их дедушки, прадедушки. Кроме того, семейную историю нужно знать без мифов, правда превыше всего. Причём важно не просто рассказать, что такой факт имел место, а проанализировать и сделать правильные выводы. Мы потомки этих людей. Когда кто-то говорит “в моей семье не было репрессированных”, есть вероятность, что он просто не знает свою семейную историю», – добавляет Ханевич.
Поэтому общественные правозащитные организации инициируют разного рода мероприятия, на которых можно вспомнить имена своих близких, пострадавших от репрессий. Одна из них «Молитва памяти». Акция проводится с 2011 года. Важной составляющей концепции мероприятия является то, что это не политическое действие. Один из организаторов «Молитвы памяти» – Дмитрий Гасак – отмечает: «Хочется, чтобы те, кто участвуют в акции, думали больше и шире, вспомнили своих родных и близких – поверх всех клише и лозунгов. Потому что человеческое измерение памяти, способность со-чувствия и со-болезнования важнее всего остального».
«Молитва памяти» – это попытка христианского взгляда на трагические события XX века. Дело в том, что вопрос репрессий до сих пор не осмыслен на уровне церкви и общества. Несмотря на учреждение памятной даты, проблема существовавшей некогда системы, жертвами которой стали миллионы, у нас не проработана. Акция – один из шагов на пути к принятию, признанию ошибок общества и покаянию.
На сайте «Молитвы памяти» организаторы пишут, что хотят «вылечить» «травмированность общественного сознания любовью, сочувствием и милосердием». Потому что, например, «Мемориал» (организация включена в реестр иностранных НКО, выполняющих функции иностранного агента, признана нежелательной и была ликвидирована) рассматривал памятную дату больше с точки зрения борьбы с произволом и насилием. Безусловно, каждый понимает День памяти жертв советских репрессий по-своему. Однако некоторые общественники уверены: необходимо делать акцент на исторической памяти, правде и объединении народа.
«Иногда вспоминают так: “Не забудем, не простим!”, внося элемент разделения, отчуждения. Но вспоминать о жертвах нужно молитвенно, взывая к памяти Божией, любви и милосердию, потому что только через такую связь возможно исцелить внутреннюю боль. Важно говорить о трагических событиях так, чтобы был луч надежды», – подчёркивает президент благотворительного фонда «Жить вместе» Алексей Наумов.
В прошлом году имена жертв репрессий на акции «Молитва памяти» прозвучали в тридцати двух городах России и мира. Несмотря на эпидемиологические ограничения в связи с пандемией коронавируса, сотни людей присоединились к мероприятию в режиме онлайн, зажгли свечи и вспомнили своих близких, родственников, предков.
Память и историческая правда становятся популярны
Долгое время тема репрессий была неудобна, она травмировала, заставляла обращаться к болезненным воспоминаниям. Как отмечает президент благотворительного фонда «Предание» Владимир Берхин, умолчание – это адекватная реакция человека или целого народа на пережитое горе. Таким образом человечество пытается забыть или оградить себя от неприятных мыслей, которые могут причинять большие душевные страдания.
«Если у группы людей есть какая-то общая болезненная страшная тайна или просто некая область умолчания, это разрушает общность. Человек не может быть один, а особенно он не может выносить горе в одиночестве. Поэтому очень важно участвовать в памятных акциях, говорить вслух о том, что люди погибли непонятно за что, есть вероятность, что боль, живущая внутри, уйдёт», – отмечает Берхин.
Впрочем, историческая память становится популярной. Люди интересуются событиями своей семьи, страны. Василий Ханевич говорит, что Томский музей посещают и взрослые, и школьники. В особенности «Следственная тюрьма НКВД» популярна среди приезжих туристов, потому что экспозиция находится в здании изолятора, где как раз содержались заключённые. Поэтому посетители могут побывать в настоящих камерах, посмотреть, на каких нарах спали арестованные, через какое окошко получали еду, из какой посуды ели и много других деталей. Кстати, сейчас в музее проходит глобальная реконструкция. В здании появятся новые пространства – соответственно, увеличится экспозиция. Василий Ханевич выражает надежду, что посетителей станет ещё больше.
Конечно, Томский музей, так же как и Музей ГУЛАГа в Москве, 30 октября будет проводить памятные митинги.
«Предыдущие два года в связи с ситуацией с ковидом мероприятий не было. В этом году наконец нам удалось получить разрешение на проведение акций. У нас будет чтение имён на Каштаке (это место массовых расстрелов и захоронений репрессированных). Там установлен поклонный крест, где ежегодно в феврале проходит богослужение во главе с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом. В этом году мы там тоже будем читать имена. И в этот же день, но двумя часами позже, будет такое же мероприятие, только уже в сквере Памяти репрессированных около нашего музея. Люди будут приходить к мемориалу, зажигать поминальные свечи, приносить цветы, читать молитву, имена близких, рассказывать истории. Коротко, но поминать», – добавляет Ханевич.
Репрессированные есть, но я ничего не знаю
Музеи также помогают восстановить информацию о репрессированных. По словам Василия Ханевича, любой желающий может либо самостоятельно попытаться найти имена родных в базе данных на сайте «Следственной тюрьмы НКВД», либо обратиться к сотрудникам музея. Причём необязательно это делать лично – достаточно написать на электронную почту музея свой запрос.
Таким образом историки уже восстановили сотни семейных историй. Кстати, московский Музей ГУЛАГа проводит такую же работу. В 2018 году в нём открылся специальный Центр документации, сотрудники которого помогают выбрать верное направление поиска информации о репрессированных родных. Они предлагают руководство по работе с архивами, рассказывают о тонкостях взаимодействия с органами власти, а также могут подсказать, какие структуры способствуют восстановлению семейной истории. Личные дела осуждённых до сих пор хранятся в федеральных и ведомственных архивах.
Руководитель Центра документации Мария Лоцманова рассказывает: «Мой прадед, его жена, его дети, братья и сёстры стали жертвами репрессий. Пару лет назад я начала исследовать семейную историю. Некоторых родственников удалось реабилитировать. Я получила копии дел и узнала, что писала прабабушка, когда ее мужа забрали первый раз, как выглядел прадед незадолго до расстрела и в каких спецпоселениях семья жила более 20 лет».
Таких неоткрытых страниц биографии, уверены специалисты, миллионы. Поэтому важно вспоминать жертв советских репрессий, поминать и узнавать свою семейную историю.