Сколько бы правительственные чиновники ни заявляли, что не должно быть никаких преград для занятости пенсионеров, практика показывает, что даже нестарым людям сложно трудоустроиться. Работодатели при найме отдают предпочтение сотрудникам, не достигшим сорокапятилетнего возраста.
Так, например, Наталья Сторожева, генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива», считает, что жизненный опыт, терпение пенсионеров помогают общаться с большим потоком клиентов в магазинах, медицинских центрах и других фирмах в сфере услуг.
– Они могут работать администраторами-консультантами по обработке заказов, на телефоне. Умение обрабатывать документацию на компьютере открывает дополнительную возможность устроиться управляющим на предприятии малого бизнеса (строительно-ремонтные компании, аптеки, автомойки, парикмахерские и т. д.). А умение работать с кассовым аппаратом – стать продавцом-кассиром, – рассказывает Наталья Сторожева. – Можно устроиться на работу с частичной занятостью: сантехником, водителем, мастером-ремонтником или наладчиком. Очень популярное направление для трудоустройства у пенсионеров-мужчин – «домашний мастер на час», – заключает эксперт.
Согласно последним данным НИУ ВШЭ, в 2025 г. число пятидесятилетних превысит количество подростков моложе пятнадцати, а средний возраст составит 33 года. Еще через десять лет число работоспособных граждан нашей страны уменьшится ещё на 10 %. Аналогичные демографические процессы идут не только здесь, но на Западе за пожилых работников держатся, а у нас предпочитают не иметь с ними дел.
Почему на Западе пожилые работники «в цене», а в России от них спешат избавиться?
Согласно субъективной точке зрения эксперта в области кадрового менеджмента Татьяны Шиловой, на Западе карьерный рост представляет собой долгую историю.
Она утверждает, что большая часть европейских и американских управленцев старшего звена и самых высокооплачиваемых работников – люди немолодые. Именно поэтому там они ощущают свою востребованность не только в 60, но и в 70 лет. Такой же позиции придерживаются писатель-футуролог Максим Калашников и политолог Андрей Колядин.
Почему у нас ситуация на рынке труда складывается иначе?
Наталья Сторожева называет две главные, на её взгляд, причины текущего состояния дел. Первая состоит в том, что работник в возрасте менее активен и подвижен, чем его молодые коллеги, а вторая – это трудности с субординацией и подчинением.
Например, в продажах, поиске клиентов, продвижении продукции работодатели предпочитают молодых, активных, подвижных людей, которых не нужно убеждать в необходимости выезда к заказчику. Менеджер в возрасте будет сопротивляться, а человеку за 40 надо объяснять, почему нельзя просто отправить письмо или позвонить. Также сотрудники в возрасте не любят командировки, курсы повышения квалификации, деловые конференции.
Возрастным сотрудникам труднее выслушивать указания человека, который младше, не пытаться вести диалог на равных, не конкурировать с руководителем в опыте, лидерских качествах. Это может привести к конфликтам, деструктивной обстановке в компании. Но даже если пожилой подчиненный корректно ведёт себя с руководителем, последний сам может чувствовать себя неуверенно в общении с опытными, «взрослыми» сотрудниками.
С этим согласен и Максим Сундалов, руководитель «EnglishDom». Он пришёл к выводу, что люди в возрасте у отечественных кадровиков вызывают ассоциации не с опытом и мудростью, а с некомпетентностью и беспомощностью.
– И действительно, многие работники в возрасте за 50 не скрывают, что им тяжело подчиняться начальнику, который на несколько лет моложе. Такая ситуация часто трансформируется в серьёзный конфликт. Да и молодой руководитель ощущает себя в этом случае не слишком комфортно.
Рекрутёры заявляют, что пожилые медлительны, часто не готовы принимать решения, не хотят ездить в командировки и не рвутся на курсы повышения квалификации. Такие работники страдают тревожностью и имеют проблемы со здоровьем.
– Возрастной сотрудник – это не очень здоровый человек, может чаще болеть, обращаться за больничным, – замечает Сергей Елисеев, президент Союза независимых экспертов и интерим менеджеров. – Это означает, что его не будет на работе, и у начальника появится головная боль, как и кем его подменить. По той же причине работодатели недолюбливают брать на работу мам с маленькими детьми. Более высокая квалификация, критическое мышление (основанное на опыте), более высокая ответственность пока не в приоритете у отечественных работодателей.
На Западе на эту проблему смотрят иначе. Согласно данным, приведённым в «Комсомольской правде» Иветтой Красногорской, в немецких компаниях доля сотрудников в возрасте возросла за 15 лет на 22 %. Известный социолог Себастьян Брандл считает, что старение рабочей силы и увеличивающаяся нехватка кадров с высокой квалификацией заставляют работодателей активнее использовать труд «взрослых» работников и вкладываться в них.
Пожилым сотрудникам предлагаются курсы переквалификации, которые существуют больше чем у половины предприятий, и 50 % работников в возрасте их уже прошли. Для них действуют и оздоровительные программы на рабочих местах.
Эксперты полагают, что когда-нибудь и в России дело сдвинется с мёртвой точки, но только с традиционным опозданием. Сейчас в это верится с трудом, так как ситуация мало отличается от 90-х годов прошлого века, когда советский опыт на рынке оказался абсолютно никому не нужным. На любые вакансии, вплоть до коммерческих директоров, брали только людей до 25 лет.
Активность ценилась дороже жизненного опыта. Что происходит сейчас, когда та молодёжь приближается к пенсионному возрасту? Теперь они имеют опыт, но работодателям уже не нужны. Сергей Елисеев отмечает, что в России в цене финансовые ресурсы, а потом – человеческие, к которым относятся активность и энергичность. Кроме того, в России востребована пониженная критичность к качеству управления и организационным условиям. Всё это более характерно для молодых людей, нежели для пенсионеров.
Как выжить и чем заняться пенсионеру?
Сегодня пожилым людям чаще всего предлагается низкооплачиваемая работа (например, курьером, сторожем, консьержем или уборщицей). Кроме того, пенсионеры могут трудоустроиться таксистами. Преимуществом в этом случае является свободный график.
Офисная работа тоже есть, но на неё могут претендовать только активные, целеустремленные и коммуникабельные пенсионеры. Работа при этом носит консультативный или информационный характер.
Наталья Сторожева утверждает: когда человек независимо от возраста находится в хорошей форме, а это предполагает способность выдерживать многочасовые нагрузки, быструю реакцию и здоровье, работодателя его возраст не будет интересовать.
Каковы дальнейшие перспективы?
За приём на работу специалистов пенсионного возраста предлагают поощрять льготным налогообложением. Президент считает целесообразным ввести уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста и наказывать работодателей, которые не хотят их трудоустраивать.
Однако универсального решения этой проблемы не найдено.
– Во многом это связано с тем, что за последние 25 лет в нашей культуре укоренилось отрицание всех достижений предыдущих поколений, косвенно это переносится и на возрастных сотрудников: да чего хорошего они, несовременные, могут сделать, – считает Сергей Елисеев. – Так как эта проблема находится в культурной плоскости общества, быстрых метаморфоз ждать не стоит. На это может потребоваться смена не одного поколения, то есть около 25–50 лет.