Как помочь ребёнку определиться с выбором? Стоит ли ему тратить последние два года на общеобразовательную школу, лицей или лучше уйти в колледж? Об этом на лекции «Старшая школа: не только ЕГЭ» рассказал директор лицея, доцент Института образования НИУ ВШЭ Дмитрий Фишбейн.
Дома, заочно, досрочно
Российский закон об образовании предусматривает три формы обучения: в образовательном учреждении, в семье и самообразование. Вторая и третья не отличаются друг от друга: ребёнок обучается сам, только во втором случае обязательство пройти с ним школьную программу берут на себя родители. Они могут обучать ребёнка своими силами или нанять репетиторов, отдать его на курсы или в частную школу. Главное, чтобы ему хватило знаний на получение аттестата о среднем общем или специальном образовании (по закону, 9 классов сейчас недостаточно).
Стоит помнить о том, что в образовательном учреждении ребёнок может обучаться не только очно, но и очно-заочно и даже заочно.
Обучаясь заочно, ребёнок числится в школе, но приходит туда только для сдачи промежуточных аттестаций. Такой формат возможен, но практически нигде не применяется – по незнанию родителей или по нежеланию школы переходить на такую форму без видимых на то причин, например, по состоянию здоровья.
Существует также вариант ускоренного изучения предметов и сдачи по ним ЕГЭ уже в 10 классе. Безболезненно и вполне законно выпускник 10 класса может сдать ЕГЭ по базовой математике, русскому языку и географии, отмечается в публикации интернет-издания «Мел».
Именно по этим трём предметам базовый курс к 10 классу чаще всего школьниками уже освоен. Досрочная сдача других предметов, в том числе профильного уровня, тоже предусмотрена, но с некоторыми оговорками. Если полученные баллы вас устроят, то срок их действия по закону – четыре года. Если результат досрочного ЕГЭ вас разочарует, то вы можете спокойно переписать экзамен после 11 класса.
Для талантливых школьников предусмотрен вариант олимпиадного экстерната, когда ребёнок углублённо изучает предмет и готовится к экзамену.
Повзрослеть или сдать ЕГЭ?
Фишбейн указывает на важность 10 и 11 класса в жизни подростка: они не должны превратиться исключительно в подготовку к ЕГЭ. Это период взросления, переход от подросткового типа во взрослый. Натаскивать на ЕГЭ вредно. «ЕГЭ – это только формат, который помогает определить компетенции ребёнка по данному предмету», – отмечает Фишбейн. Между тем на практике подготовка к ЕГЭ сейчас начинается едва ли не с пятого класса. Время урока тратится не на обретение новых знаний и навыков, а на «решение задания В12».
Взросление, по словам Фишбейна, проявляется в трёх вещах. Во-первых, это самостоятельность – когда ребёнок понимает, «про что он» и «кто он». Во-вторых, ответственный выбор: способность делать выбор и отвечать за своё решение. И третье – сотрудничество: выбирать и принимать решения важно не в своём углу, а в кооперации с другими, чтобы развить коммуникативный навык – это одна из компетенций, которую учебное заведение должно предоставить. Без навыков общения и объединения для решения общих целей человеку будет сложно во взрослой жизни, отмечает педагог.
Лицей – для пушкиных и не только
Приобрести все навыки, необходимые для взросления, подростку поможет лицей, уверен Фишбейн. Здесь не столько «натаскивают» на нужные предметы, сколько создают условия для того, чтобы подросток самостоятельно делал выбор и нёс за него ответственность. Ребёнок попадает в вариативную среду, где он выбирает, ошибается, рефлексирует и снова делает выбор.
В лицее существует 8 направлений подготовки. В начале 10 класса подросток выбирает одно из них, например, математику-информатику, а также уровень непрофильных предметов. Например, ему нравится история, и он хотел бы изучить её на профильном уровне. Сложность первого выбора в том, что он почти всегда неверный. Но в лицее это можно исправить в «Юрьевы дни», которые дают возможность перейти от одного профиля-помещика к другому, выбрать более высокий уровень изучения предмета или взять новый, причём без сдачи «разницы», чтобы не отбить желание выбирать в принципе. Всего этого, как правило, не позволяют обычные школы с профильными классами.
Конечно, после перехода появляются двоечники, но их никто не вытягивает. Жизнь сама их толкает к пониманию, что расплата за выбор выливается в отставание.
Лицей – это не только учёба. Учащиеся здесь сами организуют мероприятия: от концепции до расчёта бюджета. Администрация в это не вмешивается – может лишь отвергнуть или же предложить доработать. Это стимулирует детей объединяться и распределять обязанности, потому что ту же дискотеку ты в одиночку не организуешь.
Помимо организации мероприятий бывают ещё выездные практики, где каждый может сам оценить, кто чего стоит: тот, кто хорош в академических занятиях, может быть совершенно беспомощен в быту. Что лишний раз напоминает детям, что кооперация может быть выгодной, и отобьёт у них желание увлекаться «умственными» рейтингами, которыми грешит школа.
И конечно это всё довольно трудно осуществить, когда взрослый и ребёнок неравноправны. Поэтому учителя в лицее не указывают подростку, что нужно делать и как это должно выглядеть, не пытаются доказать, где правда. Они предлагают им разнообразную деятельность на выбор и отвечают на вопросы. Если нет вопросов, то и нет проблем – не нужно пытаться доказать школьнику, что они существуют.
Какая же роль в этом учебном процессе отводится родителям? Как ни странно, самая трудная и ответственная: не мешать, помогать, если подросток обращается за советом – давать его. И не навязывать ему свои страхи, связанные с его непоступлением. На родителей, к сожалению, тоже очень часто оказывается давление со стороны других родителей, которые делятся успехами своих чад: «Мой вот на бюджет в МГУ поступил, а ваш?»