На первом месте по значительности в событиях 2018 года расположился мундиаль. Россияне этот футбольный чемпионат безусловно связывают с относительно успешной игрой нашей сборной. Ну то есть мало того что праздник провели у нас во дворе, так ещё и жильцы нашего дома неплохо выступили, отчего же не порадоваться? Все неприятности, связанные с этим колоссальным по своему масштабу соревнованием (хорватский демарш в пользу Украины, Pussy Riot на поле, смытые дороги у стадионов и прочее), уже забыли, осталось только яркое пятно в памяти, приятные впечатления иностранцев, многократно опубликованные в СМИ, и ещё социологи спрогнозировали всплеск рождаемости весной 2019 года. Поживём – увидим.
На втором месте итоговых событий находится пенсионная реформа. Она всколыхнула даже самых толстокожих наших соотечественников. Искрило на всех уровнях: от деревни до Государственной Думы, где персональными звонками и личными разговорами депутатов уговаривали голосовать правильно, не надеясь на, казалось бы, привычное уже единодушие народных избранников в вопросах принятия новых законодательных инициатив. Наш доверчивый народ с недоумением смотрел на президента, который в своё время выступал гарантом того, что при нём пенсионный возраст не повысят. Но, вероятно, столь длительная задержка на главном посту страны потребовала от Путина ещё целого ряда обещаний, вступивших друг с другом в некоторое противоречие. Рассчитываете на страшные ракеты и кукиш Западу? Ожидаете ровных дорог и социальных бонусов? Чаете международного престижа РФ? Тогда держите повышение налогов и пенсионного возраста. Не на личные же средства президент будет всё это воплощать. Но надеемся, что все обещания будут выполнены, ракеты останутся в шахтах, а дети мундиаля будут расти в прекрасной России будущего.
Знаменитый Крымский мост связал полуостров с материком, а россиян – с их мечтой о красивом отдыхе на Черноморском побережье, – третьем месте. По масштабу инвестиций этот проект существенно уступает мундиалю. Если ЧМ-2018 по подсчётам экономистов обошёлся нашему бюджету в 1,2 трлн рублей, то мост построили всего за 300 млрд. Стройке года была обеспечена крепкая информационная поддержка, поэтому третья уверенная позиция в нашем чарте вполне предсказуема.
На четвёртом и пятом местах, не определившись в первенстве, сгрудились захват украинских судов в Керчи, региональные выборы и где-то в конце очереди скромно расположились выборы президента РФ. Но тут понятно: инцидент в Керченском проливе и региональные выборные гонки ещё слишком свежи. Хотелось бы сказать, что полгода не пройдёт, как эти страницы из справочника нашей истории, несколько поправив содержание, перелистнут, и никто уже не вспомнит тех украинских моряков, того отборного мата наших фээсбэшников при таране катеров, тех комических сюжетов на выборах в Приморье и так далее. Но эти процессы только начались: над моряками будет суд, потом начнутся правозащитные тяжбы и требования по обмену заключёнными. А выборы… Истории с провалами кандидатов от правящей партии на местах только начались. Это новая политическая реальность, которая совпала с брожением от пенсионной реформы, похмельем после мундиаля, падением курса и ростом цен. В поведении власти угадывается некоторая растерянность в связи с происходящим, хотя опытные управленцы должны бы сориентироваться и перестроить свои подходы к работе. Нам остаётся только наблюдать за этим «эффективным менеджментом».
Наша память так устроена, что чёрные страницы вытесняются из неё приятными воспоминаниями. Поэтому, например, кемеровская трагедия и мусорные бунты в пятёрку ключевых событий не попали. Хотя справедливости ради надо заметить, что у социологических служб всё неоднородно и по сведениям «Левада-центра» пожар в Кемерове и стрельба в Керченском колледже всё-таки вошли в топ главных событий уходящего года. Неудачи Роскосмоса, проигрыш Роскомнадзора в бою против Telegram, криминальные похождения футболистов Кокорина и Мамаева и, конечно, солсберская прогулка наших разведчиков могли бы остаться в памяти анекдотами, но пока стали лишь сетевыми мемами. Ушедших Табакова, Дементьева, Мавроди, Осина, Карцева, Угарова, Успенского, Караченцова, Алексееву, Кобзона, Говорухина, Рабина и многих других теперь помянут немногие.
Остаётся сожалеть, что в год столетия Солженицына, когда открылся его музей и памятник писателю в Москве, когда в Твери продолжаются бои за то, чтобы сохранить портрет Александра Исаевича на стене дома, в Боровске ему установили памятную доску, а в Гусь-Хрустальном аналогичную доску варварски разбили, – вот когда это всё происходит, социологи не наблюдают у населения ни адекватного отношения к происходящему и почтения к памяти последнего великого русского писателя ХХ века.
Раскол в верхах Православной церкви всего мира, спровоцированный вмешательством Константинополя в дела РПЦ и УПЦ, тоже миновал внимание россиян. Меж тем как этот прецедент безусловно войдёт в историю. Насколько глубоко он войдёт – посмотрим в будущем году.
Также опрошенные умолчали о том, что в Год волонтёра (да-да, это был Год волонтёра) в нашей стране состоялась самая крупная акция в отечественной истории краудфандинга «Рубль в день». Благотворительный фонд «Нужна помощь» запустил сбор 10 декабря, и за это время в акции приняло участие более 42 000 человек, пожертвовав уже почти 7 млн рублей. Собранные средства пойдут в помощь 136 некоммерческим организациям, занимающимся благотворительностью и просвещением в нашей стране. Рубль – это много, если нас много.
Другими словами, несмотря на избирательность нашей памяти, на нашу невнимательность и неразборчивость, на всё наше окаянство, надежда на лучшее в настоящем и будущем неизменно остаётся с нами. А мы по-прежнему будем стараться обращать ваше внимание на то, что действительно важно.