Коммунальная квартира, или Хроники советского быта

Директор Музея-резиденции «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие» Екатерина Ойнас уверяет: бывшая коммунальная квартира – это перспективное пространство для современного творчества

Фото: предоставлены музеем «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие»

Фото: предоставлены музеем «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие»

Советская пространственная доминанта, символ коммунизма и советского быта, узкие коридоры, кухонные споры, запах жареной картошки и кислой капусты, а ещё целый ворох воспоминаний – всё это коммунальная квартира. Сегодня коммуналки ещё существуют, но как эпоха они ушли в прошлое, и теперь это культура, которую изучают историки.

Директор Музея советского быта, резиденции «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие» Екатерина Ойнас смотрит на свою работу с позиций искусства. 

– Коммунальная квартира сама по себе является пережитком прошлого, а современное искусство – прерогатива если не нынешнего времени, то будущего. Почему решили совместить эти два компонента в одном пространстве? 

– Идея совмещения коммунального и резидентского пространств возникла из концептуальной сцепки вокруг имени Ерофеева, который был автором, не вписывающимся в официальную идеологию советского времени. Кроме того, уже при создании «Арткоммуналки» мы активно сотрудничали с современными художниками и спрашивали их, что они хотели бы видеть в таком пространстве. Они ответили, что им необходима так называемая «творческая тюрьма» – место, где можно ото всего отрешиться, чтобы заняться творчеством, поскольку чаще всего на реализацию идей не хватает либо времени, либо специальных условий. Так мы решили превратить одну из комнат нашей коммунальной квартиры в арт-резиденцию для художников и писателей. Это стало единственной на тот момент грантовой резиденцией в стране. Резиденция – это  место, которое предоставляется авторам для реализации своих творческих проектов. Кроме того, авторы получают средства на создание новых произведений, а также кураторскую, административную и информационную поддержку. Сейчас подобных резиденций в России становится с каждым годом всё больше и больше. Поэтому создаётся Ассоциация арт-резиденций. Мы в Коломне также участвуем в её организации.

Фото: предоставлены музеем «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие»

Фото: предоставлены музеем «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие»

1 / 2

– Почему всё закрутилось вокруг Ерофеева? 

– В 2011 году муниципалитет выделил помещение для нового музейного проекта – Арткоммуналки. Тогда это было фактически заброшенное пространство, где отсутствовали даже коммуникации. Мы стали собирать информацию об этом доме и выяснили, что в 1962–1963 годах будущий писатель, а тогда студент Коломенского педагогического института Венедикт Васильевич Ерофеев подрабатывал грузчиком продовольственного магазина, который находился как раз под нашим музеем. Этого небольшого факта оказалось достаточно для того, чтобы посвятить музей эпохе середины XX века, когда Ерофеев был в Коломне. Дальше потянулась целая вереница смыслов и фактов. Дело в том, что, когда писатель жил в подмосковном городе, в этих помещениях располагались коммунальные квартиры и созидались самые что ни на есть настоящие хроники советского быта. И тогда же, при создании музея, мы приняли решение превратить его в арт-резиденцию.  Таким образом, сегодня «Арткоммуналка» – это институция нового типа, которая работает и с наследием города, и с практиками актуального искусства и литературы. 

Фото: предоставлены музеем «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие»

Фото: предоставлены музеем «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие»

1 / 2

– Как резиденты относятся к специфическим декорациям советского времени? 

– Судя по количеству заявок на ежегодный международный конкурс среди авторов, «Арткоммуналка» пользуется популярностью. В достаточно тяжёлый прошлый год мы собрали 120 заявок, а до этого было более 300 желающих принять участие из 20 стран мира и более 40 городов России. Из них нам предстояло выбрать семь проектов на год: пять художественных и два литературных.  В своём творчестве резиденты могут использовать мотивы, связанные с музеем, но это не обязательное условие. Они обращаются к текстам и биографии Ерофеева, но это также не является догмой. Мы стараемся поддерживать проекты, которые предполагают некое самостоятельное исследование города и его жизни. Организуем экскурсии и прогулки, знакомим художников с разными людьми. Поэтому проекты наших арт-резидентов site-специфичны – имеют отношение к месту, в котором они создаются. Сейчас мы готовим издание, которое будет посвящено Венедикту Ерофееву и исследованию, связанному с его биографией и творчеством. В публикацию мы включим проекты наших резидентов, которые так или иначе относились к творчеству Венедикта Васильевича. 

Фото: предоставлены музеем «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие»

Фото: предоставлены музеем «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие»

Фото: предоставлены музеем «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие»

Фото: предоставлены музеем «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие»

Фото: предоставлены музеем «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие»

Фото: предоставлены музеем «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие»

1 / 6

– Вы упомянули исследование, результаты которого войдут в издание. Что это за исследование? 

– У нас мало мемориальных вещей, связанных с  Венедиктом Ерофеевым. Самое ценное – это так называемая философская тетрадь, которую мы купили на аукционе Литфонда как конспект студента Ерофеева 1963 года. Это год, когда будущий писатель жил и учился в Коломне. В результате исследования выяснилось, что это не студенческий конспект, а одна из редких записных книжек, в которую Ерофеев делал выписки из разных философских трудов. У нас в руках оказался ценный экспонат, который мы решили подробнейшим образом откомментировать. Это наш вклад в изучение биографии и творчества нашего гения места. И благодаря таким публикациям «Арткоммуналка» становится одним из центров памяти Ерофеева. Планируем выпустить сборник уже к концу года и презентовать его для широкой публики. 

– Правильно ли я понимаю, что, когда вы получили помещение, реконструировать там было нечего? Как в таком случае воссоздавали коммунальную квартиру? 

– Сами коммуналки в этих помещениях прекратили своё существование в 80-х годах, поэтому нам пришлось всё создавать с нуля. Обстановку квартиры, всю реальность быта советского человека мы восстанавливали по рассказам очевидцев. Сейчас это наша постоянная практика: два раза в месяц встречаемся с горожанами, давно живущими в Коломне, и проводим биографические интервью. Записываем их воспоминания, делаем аудиозаписи, выкладываем на отдельном ресурсе, который называется «Коммунальная Одиссея».  Это своеобразный архив личных историй, из которого мы черпаем информацию о жизни города и людей 60-х годов XX века. Современные художники и писатели также обращаются к этим воспоминаниям, но уже для создания собственных произведений.

Фото: предоставлены музеем «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие»
Фото: предоставлены музеем «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие»

– Чем, на ваш взгляд, коммунальный быт интересен? 

– Он достоин изучения, если мы хотим не только сохранять память, но вычленять полезные для сегодняшнего дня идеи и смыслы. При формировании концепции мы используем такое выражение, как музейный арт. В нём термин «музей» нацелен на сохранение, а «арт» – на переработку существующих идей средствами искусства. 

Фото: предоставлены музеем «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие»

Фото: предоставлены музеем «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие»

Фото: предоставлены музеем «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие»

Фото: предоставлены музеем «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие»

Фото: предоставлены музеем «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие»

Фото: предоставлены музеем «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие»

Фото: предоставлены музеем «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие»

1 / 7

– На какие вехи и этапы можно разделить историю коммунальных квартир в Советском Союзе?

– Этапность совпадает с общей историей. Появляются коммунальные квартиры с образованием нового государства, в 20-е годы. Тогда начинаются процессы уплотнения городского населения, подселения совершенно незнакомых людей к владельцам, как тогда считалось, чрезмерно просторных квартир. Это этап становления. После этого был период расцвета коммуналок, а потом, ближе к 70-м, начался обратный процесс – переселения, расширения жилого фонда, когда из коммунальных квартир люди переезжали в свои собственные квадратные метры. Однако наши собеседники и посетители вспоминают, что внутренние стены-перегородки в некоторых новых домах были очень тонкими, а туалет и ванные по-прежнему оставались общими, как в общежитии, поэтому о полноценной частной жизни говорить не приходилось: быт советского человека ещё долго оставался коммунальным. 

– Какая-то горькая ирония есть в том, что мы смотрим на это прошлое как на музей, хотя поведенческие стереотипы, которые сформировались у людей в этих тесных коридорах, во многом живы до сих пор. Что цепляет ваших посетителей больше всего? 

– Многое. Наверное, интересны «коммунальные обеды» с картофелем, сосисками и соленьями: мы подаём их в тарелках в цветочек с традиционными алюминиевыми вилками. Это всё можно попробовать в сопровождении рассказов и баек, которые не только мы, кстати, рассказываем. Кроме того, в музее хорошо проработана тема запахов. Например, можно понюхать знаменитые духи «Красная Москва», одеколон «Саша» или «Шипр». Совсем недавно я привезла из Иркутска туалетную воду «Огуречная». Мы хотим, чтобы гость, который к нам приходил, смог максимально погрузиться в атмосферу коммунальной квартиры за счёт запахов, вкусов, зрительных и звуковых ощущений. У нас есть работающая радиола, большая коллекция пластинок, которая постоянно пополняется. Есть своя библиотека. Мы не призываем «вернуться в СССР», а показываем, как жили бабушки и дедушки наших гостей, и пусть все сами делают свои выводы о советском быте. 

Фото: предоставлены музеем «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие»
Фото: предоставлены музеем «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие»

– А экспонаты? Есть какой-то эксклюзив?  

– Для разных людей эксклюзив будет разным. Например, у нас есть маленький металлический грузовик, который пользуется популярностью у самых маленьких. Представляете, современные малыши катают эту железную, скрипучую штуку по узким коридорчикам, как когда-то это делали их дедушки и бабушки. Конечно, люди проявляют большой интерес к проигрывателям и пластинкам. Большой интерес гости проявляют и к одежде. Мы даём возможность познакомиться с гардеробом, не просто посмотрев на вещи, но примерив их. Ну и работы современных художников, которые выставлены в наших интерьерах, – куда без них. Например, мозаика из мыла питерской группы «Мыло», гипсовый автопортрет художника Владимира Абиха, раскрашенная в цвета домов и заборов Коломны фотография Виты Буйвид, маска из фетра Татики (Наташи Петровой)... 

Фото: предоставлены музеем «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие»

Фото: предоставлены музеем «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие»

1 / 2

– И всё-таки коммунальное прошлое – это не только детские воспоминания, но и нищета, стукачество, соседское сутяжничество. Как правильно подобрать тон, чтобы рассказать о нём, не навязывая определённые взгляды? 

– Кто же будет идеализировать коммуналки! Думаю, Ерофеев первым бы не стал. Есть люди, которые категорически не хотят вспоминать жизнь в коммуналках. Как правило, они имеют личный травматичный опыт жизни в таких квартирах. Но есть и те посетители, которые готовы об этом говорить и это вспоминать, совсем не идеализируя, но как бы размышляя над своим прошлым, осмысляя его. Мы всегда с удовольствием слушаем новые истории о коммуналках и пополняем ими свою коллекцию. Мы находимся на стадии «собирания опыта», рефлексии. И здесь не возникает проблемы навязывании какого-то конкретного мнения. 

Читайте также