Национальный совет по исследованиям и обучению в области образования (NCERT) – правительственная организация Индии, которой поручено выбирать учебники и устанавливать учебные программы для 256 миллионов учащихся страны, – вынес решение убрать из программы 9-х и 10-х классов теорию эволюции.
Несколько лет назад вопросы об эволюции уже были исключены из экзаменов, но в школьной программе по естествознанию были. Теперь же Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов фактически оказались в ряду запретных тем для школьников (пока их изучать разрешено только факультативно в 11-х и 12-х классах).
Представитель Центра перспективных научных исследований имени Джавахарлала Неру биолог-эволюционист Амитабх Джоши назвал удаление теории эволюции из учебников по естественным наукам «пародией на представление о всестороннем среднем образовании». «Эволюция – это, пожалуй, самая важная часть биологии, которую должны знать все образованные граждане, – сказал он изданию Ancient origins. – Эта теория рассказывает о том, кто мы такие как люди, и о нашем положении в мире живых».
Многие индийские ученые выступили против политизации науки: по их мнению, ответственность за это лежит на правительстве под руководством Нарендры Моди, который связан с индуистским националистическим движением, отвергающим эволюцию по религиозным мотивам. «Научное сообщество страны серьёзно встревожено, увидев, что теория биологической эволюции была отвергнута, – говорится в заявлении некоммерческой организации Breakthrough Science Society, опубликованном в Science Insider.
Его подписали 4000 учёных и исследователей.
Отвергая дарвиновское учение, националистические индуистские группы продвигают свою – альтернативную – теорию эволюции. В ней существует десять аватаров Вишну, которые проявлялись на Земле на разных этапах, и каждый последующий набор форм жизни, которые они создавали, был более сложным, чем те, что были раньше. Согласно же Ведам, священным писаниям индуизма, творение Вселенной окутано тайной и не поддаётся изучению:
Откуда это творение возникло,
Было ли оно создано или же нет –
Кто надзирает за этим (миром) на высшем небе?
Только он знает или же не знает.
Впрочем, сегодняшние власти Индии имеют своё экспертное мнение не только в вопросах естествознания, но и в других науках: например, истории. На полном серьёзе предлагается включить в учебники рассказы о том, как древние индуистские учёные проводили исследования стволовых клеток и изобретали машины, которые могли летать в космос задолго до того, как к этому пришла современная наука и техника.
Индийские учёные подписывают петиции, но сомневаются, что их голоса будут услышаны. «Имеет ли протест какое-либо значение? – задаётся риторическим вопросом биолог Сатьяджит Рат, бывший президент Всеиндийской народной научной сети. – Учитывая недавние траектории решений правительства Индии, вероятно, нет, по крайней мере в краткосрочной перспективе. Потребуются устойчивые прогрессивные усилия, чтобы повлиять на долгосрочные результаты».
А вот отношение к дарвинизму со стороны христианской церкви, как римско-католической, так и англиканской, наоборот, можно сказать, эволюционируют. На самом деле официально церковь никогда не предавала самого натуралиста анафеме (хотя в этом многие уверены): об этом говорит хотя бы тот факт, что покоится великий учёный в Вестминстерском аббатстве. Но только в 1950 году папа Пий XII издал энциклику Humani Generis, в которой впервые было признано, что теория эволюции может объяснять происхождение тела человека (но не его души) и что её можно считать гипотезой. Иоанн Павел II в 1996-м пошёл ещё дальше и объявил, что это «более чем гипотеза», и подчеркнул: «Просто замечательно, что эта теория прокладывает дорогу в пытливых умах и подтверждается открытиями в различных областях знания».
Сам Чарльз Дарвин учился в англиканской школе, а затем в Кембриджском университете на священника. И хотя сам он и называл свои взгляды агностическими, но на вопросы студентов отвечал: «Я считаю, что теория эволюции вполне совместима с верой в Бога; но вы обязаны иметь в виду, что разные люди по-разному определяют то, что они понимают под словом “Бог”». Тут надо заметить, что и про теорию эволюции многие знают лишь понаслышке, хоть и проходят в школе, и уверены, что она про то, что человек произошёл от обезъяны.
В 2021 году к 200-летнему юбилею учёного и 150-летию со дня публикации «Происхождения видов» Ватикан провёл конференцию, посвящённую Чарльзу Дарвину, названную «вехой в процессе сближения церкви и науки». Выступая на ней, архиепископ Джанфранко Равази, председатель папской комиссии, объявил уже официально, что теперь и с точки зрения церкви теория эволюции «вполне совместима с христианской верой».
Впрочем, в любом коллективе есть беспокойные умы, которые, как и индийские власти, не могут принять непонятную им теорию физической эволюции всего сущего на земле путём естественного отбора и наследственной адаптации. В 2006 году петербургская школьница Мария Шрайбер подала иск к Минобрнауки с требованием запретить преподавание в школах теории Дарвина как доминирующей и принести ей письменные извинения за оскорбление её религиозных чувств. Отец девушки, представлявший её интересы в суде, также утверждал, что теория Дарвина воспитывает в детях фашизм, экстремизм и марксистско-ленинские идеи. Суд отказал в удовлетворении иска. В 2011 году Патриарший издательско-полиграфический центр Свято-Троицкой Сергиевой лавры переиздал учебник «Общая биология для 10–11 классов», где эволюционизм был подвержен критике. Школьникам предлагалось ориентироваться на идею божественного вмешательства. А в 2021 году протоиерей Артемий Владимиров, духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря в Москве и член Союза писателей России, рассказал в эфире телеканала «Спас», что имел спиритический сеанс с Чарльзом Дарвиным. «Чарльз, как тебе там? Что ты скажешь сейчас? Как тебе кажется, есть ли какие-то промежуточные звенья между видами – между зеброй и жирафом?» – спросил священник, который признался, что не является «поклонником обезьяньей теории». Дарвин якобы ответил ему: «Батюшка, не соблазняйся моей теорией, не от большого ума я эту гипотезу выдвинул, в которой сейчас раскаиваюсь. Ни к медведю, ни к свинье лично ты не имеешь никакого отношения».