По словам Зиммерляйна, он сам был удивлён итогом. Люди, которые вряд ли пришли бы послушать обыкновенного пастора, выстроились в очередь, чтобы посмотреть на проповедующий аватар. Прямо по Булгакову – «собачку говорящую посмотреть». И если обычно в храме многие не слушают проповедь и отвлекаются, то тут все – напротив – напряжённо внимали словам «говорящих картинок», которые призывали людей «оставить прошлое позади», «преодолеть страх смерти» и «никогда не терять веру в Иисуса Христа».
Фото: Stephen Radford / Unsplash
Так что фокус безусловно удался. Судя по отзывам участников фестиваля, проповедь аватаров как таковая была так себе («ни сердца, ни души»), но зато было о чём поговорить. И больше всего люди запомнили «разговоры и общение».
На самом деле в западном христианском мире эксперименты с искусственным интеллектом ведутся уже давно. Ещё в 2017 году в евангелической церкви г .Виттенберга (того самого, где когда-то Мартин Лютер прибил на дверь свои всемирно известные «95 тезисов») появился робот BlessU-2. Он выполняет некоторые функции пастора: приветствует и благословляет прихожан, читает вслух отрывки из Библии. Желающие из прихожан могут получить распечатку цитаты, произнесённой роботом.
В 2018 году в некоторых католических приходах появился робот The SanTO. Он ещё более способный, даже оснащён функцией распознавания лиц, может сканировать лица на предмет наличия специфических эмоций и подбирать церковные тексты, способные поддержать конкретного человека. Сейчас такие роботы размещены в домах престарелых. В основном их используют для того, чтобы читать Библию пожилым людям. По словам разработчика робота Габриэля Тревато, устройство компенсирует недостаток общения у одиноких людей наряду с роботами-собаками и другими электронными «компаньонами».
Священников – на биржу безработных?
Подобная ползучая «цифровизация» – пусть медленная, но неуклонная – вызывает тревогу у клириков всех деноминаций, что понятно. Внедрение роботов-проповедников заметно повышает ставки для священников-людей. В конце концов, встаёт вопрос: чем же «человеческий» священник отличается от «цифрового»? Cпособен ли он на что-то ещё, кроме как озвучивать формальные благословения, зачитывать цитаты из Библии и проповеди, скомпилированные из нескольких источников в Интернете? Да, в проповеди «аватара» многие верующие не видят присутствия Духа, но видят ли они его в той ежевоскресной проповеди, которую произносит священник-человек? Кстати, священнослужители разных конфессий уже признают, что ChatGPT пишет проповеди явно не хуже среднего раввина/ксендза/пастора. А иногда и лучше.
В какой-то мере внедрение ИИ в перспективе могло бы освободить руки перегруженным приходским священникам. Как неоднократно говорил протоиерей Георгий Митрофанов, священники в России часто вынуждены выполнять не свойственные им функции – психологов, диетологов, социальных работников... Вопрос, однако, в том, будет ли что сказать людям такому «освобождённому» пастырю? Не превратится ли он сам окончательно в «левита», в «машинку для совершения литургии»?
Учительная роль современной церкви и так давно под вопросом. За религиозным просвещением теперь нет нужды идти в храм – в Сети информации и возможностей для самообразования гораздо больше. Многие священники в мегаполисах сетуют на снижение потока желающих пройти катехизацию (ещё недавно столь популярную). Возможно, развитие интернет-ресурсов – одна из причин?
Фото: Shannon Douglas / Unsplash
Происходящее в христианском мире сегодня сопоставимо с событиями XVI века, когда внедрение книгопечатания опрокинуло авторитет Ватикана и открыло дорогу Реформации и секуляризации. До появления станка Гутенберга Библию можно было услышать только в церкви, теперь же практически каждый смог заполучить Писание к себе домой, а монополия католического священника на толкование Писания улетучилась.
Если книгопечатание привело к утрате монополии Ватикана и к размыванию института духовной власти на Западе, то масштабное внедрение ИИ грозит более радикальными последствиями, причём всему христианскому миру. Казалось бы, жизнь христианина становится легче. Но не приведёт ли это к упадку христианской религии как таковой? Да, становится больше времени для «добрых дел», ведь не нужно изучать вдоль и поперёк Священное писание, тратить время на чтение святых отцов. Но нет необходимости и молиться: ведь не только ответы на все вопросы, но даже слова поддержки можно найти в Сети.
Уже сейчас этому эффекту способствует так называемый «колдунщик» в Гугле и Яндексе. Уже ясно, что с появлением «колдунщика» большинство людей перестали ходить по ссылкам в поисках наиболее достоверной информации, так как сравнивать и анализировать разные источники – это время. Люди читают только «колдунщик», и большинству этого достаточно. С внедрением чат-ботов возможности человека испытать сомнения, муки поиска, оказаться в положении «один на один с Богом» ещё более сужаются. Казалось бы, что тут плохого: приходской батюшка не всегда готов с вами поговорить, робот всегда готов. Но, как писал Герберт Уэллс, «If anything is possible, then nothing is interesting» («Ничего не интересно, когда возможно всё»). Ценность ответа, полученного лёгким путём, обычно невелика.
Впрочем, руководитель рабочей группы Межсоборного присутствия Русской православной церкви епископ Переславский и Угличский Феоктист (Игумнов) в специальном комментарии для «Стола» спешит успокоить читателей: ИИ никогда не заменит священника и проповедника, ведь смоделировать Божественную благодать и Святой Дух он не в состоянии. «Технически искусственный интеллект уже довольно давно может составлять проповеди. В этом легко убедиться, если поставить соответствующую задачу нашумевшему чат-боту chatGPT, – признаёт владыка. – Но составление проповеди и даже её озвучка вовсе не равны собственно проповеди, потому что в “машинной” проповеди присутствует информация, но отсутствует веяние Духа Святого, без Которого проповедь не может быть успешна. Кроме того, машина не способна учесть аудиторию. Можно вспомнить проповедь апостола Петра из второй главы книги Деяний святых апостолов. Его проповедь имела грандиозный эффект – после слов апостола крестились три тысячи человек. Проповедь Петра сегодня может повторить любой священник, но окажет ли она хоть какое-то миссионерское воздействие? Ответ кажется очевидным, из этого можно сделать всё тот же вывод: сумма информации сама по себе никого не способна к чему-либо подвигнуть».
По мнению владыки, миссионерствовать сам по себе ИИ также не может: «Если же говорить о миссионерстве, то лично я пока что не могу вообразить, каким образом в этом деле может быть полезны большие данные и их анализ. Возможно, пожалуй, лишь проведение анализа удачных и неудачных миссионерских проектов и их корреляции с возрастом адресатов, их образовательным уровнем, местом жительства, уровнем доходов и так далее. То есть в плане миссии мы можем иметь лишь инструмент анализа, но никак не саму миссию».
Вместе с тем, по словам епископа Феоктиста, создать «православный» (или «православно-ориентированный») чат-бот – теоретически вполне возможно: «Для этого надо обучить чат-бот на большом количестве церковных текстов. Но здесь возникает вопрос о том, какие именно тексты можно в полной мере считать церковными и как сделать так, чтобы в их число случайным образом не попали широко транслируемые мифы. Это очень непростая задача, так как мы пока что не способны договориться о том, что является мифом, а что – нет. К примеру, мытарства – это миф или нет? А первенство Евангелия от Матфея – миф или правда? А сам Матфей как автор Евангелия – правда? Любой вдумчивый христианин понимает, что такого рода вопросы можно множить до бесконечности. В этом нет ничего страшного, потому что такие вопросы не уничтожают основы нашей веры – Христова Воскресения, но если мы изберём для обучения программы лишь те данные, которые нам видятся наиболее приемлемыми, то мы в силу естественной собственной ограниченности рискуем потерять нечто глубокое и важное.
Фото: свящ. Сергий Савенков / preparhia.ru
Впрочем, я полагаю, что такой чат-бот может быть полезен как интерактивный справочник о христианстве и Церкви, и думаю, что в относительно скором времени он будет создан».
ИИ – бог или цифровой Антихрист?
Особые опасения религиозных деятелей вызывает так называемый «сильный искусственный интеллект». То есть тот ИИ, который не только выдаёт данные, ранее введённые в него человеком, но способен и сам производить новые смыслы. Пока ИИ подобной мощности не создан, но есть мнение, что технически это вопрос нескольких ближайших десятилетий. Известный израильский футуролог, автор бестселлера «Sapiens: Краткая история человечества» Юваль Ной Харари уже предрекает создание новой религии, основанной искусственным интеллектом. По его мнению, в ближайшем будущем ИИ будет привлекать последователей с помощью собственных сакральных текстов. Мысль о том, что этот «сильный ИИ» и есть описанный в Библии Антихрист, кажется многим православным вполне естественной.