Адекватнее всего на этот абсурд отреагировала местная православная общественность. В частности, автор проекта «Музей святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке» Оксана Иванова написала письмо против подобной инициативы в мэрию, гордуму и региональное управление ФАС. В интервью «Столу» Оксана рассказала, что сначала это был ее личный порыв, но когда под постом в фейсбуке стали появляться сотни подписей в поддержку, включая почти весь Уральский академический филармонический оркестр во главе с дирижером Дмитрием Лиссом, она решила написать обращение в государственные органы.
– Я не ожидала, что откликнется столько людей, причем из самых разных городов, – говорит Оксана Иванова. – Например, нас очень поддержала не только екатеринбургская интеллигенция, но и правозащитники из Перми, многие верующие из Москвы.
Позиция официальной церкви в этом вопросе, кстати, довольно однозначная, в недавнем интервью митрополит Иларион (Алфеев) сказал, что поклонникам Сталина стоит съездить на Бутовский полигон: «Там есть музей, фотографии людей, там рассказывают, что происходило – каждый день привозили и расстреливали ночью по 200 – 300 – 400 человек… Были многомиллионные жертвы, репрессии, геноцид собственного населения – это все было. Мы не можем и не должны закрывать на это глаза».
А президент Еврейской национально-культурной автономии Свердловской области Михаил Оштрах предложил поставить в Екатеринбурге монумент Сталину в виде палача с топором: «Если мы хотим помнить историю такой, какая она была на самом деле, давайте делать памятники, которые без прикрас демонстрируют то, что этот человек делал. Мы говорим об увековечении памяти о человеке, который сыграл огромную роль в жизни страны, но какова эта роль? Обесценение человеческой жизни. А я считаю, что человеческая жизнь – это самое главное».
Надо признать, что попытками реабилитации Сталина сегодня никого не удивишь. Эти инициативы то и дело возникают и поражают воображение. Например, в тверской области под Ржевом пытаются открыть мемориальный музей Сталину в деревенском доме, где тот останавливался по пути на Калининский фронт в 43-м. Один из пунктов проекта будущего музея говорит о том, что в экспозиции будет отражена выдающаяся роль Сталина в возрождении и укреплении Русской православной церкви. Без комментариев.
Впрочем, пытаясь разобраться, зачем же современному человеку нужен Сталин, за которым тянется шлейфом одна из самых мрачных и бесчеловечных эпох в жизни нашей страны, нужно помнить одну вещь: это невозможно объяснить рационально. В этом нет никакой логики, как нет ее в тоталитарной идеологии как таковой. Философ Ханна Арендт, которая одной из первых попыталась разобраться в природе тоталитаризма, говорила о нем как о явлении иррациональном. Эта идеология продуцирует ложную, но внутренне непротиворечивую картину мира, в которой все объясняется действием сверхчеловеческих сил природы или истории, а понятия вины и невиновности, морали и человечности теряют смысл.
По словам Арендт, корни тоталитаризма иррациональны и поэтому нелогичны. Тут нельзя говорить о прагматике, чьей-то пользе, жажде власти, обогащения, то есть о тех привычных мотивациях, которыми, как правило, объяснялись действия разного рода деспотий и диктатур. Подобные объяснения всегда давали сбой, потому что действия тоталитарного режима оказались совершенно непредсказуемы. Концлагеря не были выгодны режиму ни в каком смысле – ни в экономическом, ни в юридическом, ни в политическом. Но они были. Когда Германия терпит поражение в войне и когда на восточный фронт нужно было перебрасывать войска, этого не произошло, потому что все эшелоны были заполнены евреями, которых надо было везти в газовые камеры. То есть эта власть не действовала в интересах себя, как от нее ожидали с привычных позиций.
В этом смысле существование ГУЛАГа тоже не было оправдано. Историки говорят о том, что никакой экономической целесообразности в использовании рабской силы не было – это было очень убыточное и неэффективное с точки зрения экономики предприятие. Но оно знаменовало собой то абсолютное зло, которое отрицало главное – человечность и человеческую жизнь как ценность. Квинтэссенция тоталитаризма – не только убить человека, но и стереть любую память о нем, превратив в безымянный пепел.
Как бороться с иррациональным злом? По словам Арендт, оно всплывает в какой-то момент в любом человеке и только от самого человека зависит дать ему выйти на поверхность или нет.
Из письма Оксаны Ивановой, автора проекта «Музей святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке»: За годы правления И. Сталина подверглись жестоким преследованиям, унижениям, незаконным репрессиям представители христианского духовенства и представители других религий, миллионы верующих. Длительность и размах гонений на Русскую церковь в ХХ веке не имеет аналогов в мировой истории. Размещение в публичных местах транспарантов, прославляющих виновника этих трагедий, может быть расценено как сознательное намерение оскорбить чувства верующих и подпадает под действие № 136-ФЗ от 29 июня 2013. Представление И. Сталина публично и в позитивном контексте оскорбляет также чувства агностиков и неверующих, чьи представления об общечеловеческих ценностях тоже попираются. Кроме того, недопустимость обеления Сталина неоднократно подчеркивалась в выступлениях высших руководителей нашего государства.