Мраморная глыба, вывернутое наизнанку московское метро – этот музей придавил центр города. Три с половиной тысячи квадратных метров Сталина вместе с саркофагом, бережно хранящим домишку, в котором он родился, и с его личным вагоном. Сотни памятников и бюстов «отца народов». Сорок тысяч экспонатов в шести огромных залах.
Музей строили по инициативе Берии. Как бы втайне от Генсека. Первые посетители в него вошли в 1957 году. Сейчас поток желающих посмотреть музей очень плотный. Нигде подолгу не задержишься – тебя начнут подпирать следующие группы.
Наш русскоговорящий экскурсовод хорошо знает программу. Она сразу оговорилась, что это не её разработка. Конечно, у музея есть исторический отдел, но текст экскурсии приходит из Министерства культуры.
Фото: Андрей Васенёв
– Огромное количество жертв. Огромное – чего скрывать. Но многое ему приписывают зря. Например, он был единственным в Политбюро, кто не соглашался с политикой партии по вопросу репрессий церкви. И ведь именно он не дал церкви пропасть. Он возродил патриаршество в 1943 году. И патриарх Алексий I так и говорил, что он любит и ценит Сталина за его заботу, – экскурсовод указывает на цитату из патриаршего высказывания.
Как будто один их трёх выживших и оставшихся на свободе епископов Русской церкви мог сказать что-то другое.
Изначально постоянная экспозиция заканчивалась мавзолеем. Чёрная траурная комната с мраморной колоннадой, в центре которой хранится шестая посмертная маска Сталина. Всякий пришедший будет вынужден совершить здесь круг почёта, чтобы выйти из музея. Но с 2010 года в музее открыта ещё одна комната, посвящённая репрессиям. Ни одного упоминания о количестве репрессированных, ни одного намёка на роль Джугашвили в этой истории. Только символика, намекающая на скорбь, и подборка фотографий с военного конфликта 2008 года.
– Наконец, нельзя забывать, что население Российской империи до прихода советской власти составляло 44 миллиона человек, и несмотря на репрессии, в которых погибло примерно 4 миллиона, после смерти Сталина в СССР проживало 88 миллионов человек.
– Откуда у вас такие данные? Википедия, например, говорит, что население Российской империи на 1914 год составляло 183 миллиона человек.
– Не будем спорить.
– А что это за фото?
– Это фото, как нас бомбили в 2008 году. Центральную площадь Гори русские закидали кассетными бомбами.
– А почему здесь висят эти фотографии?
– Это тоже репрессии.
– Кто бомбил-то? – спрашивают ребята не из нашей группы, которые подошли позже.
Экскурсовод в недоумении:
– А то вы не знаете! Иранцы сюда приехали и нас бомбили!
Доверительной беседы с ней у нас не сложилось. Несмотря на то что у неё самой бабушка была репрессирована, пиетет перед вождём и святая вера в данные исторического отдела их музея не дали нам закончить разговор. Она почему-то назвала нас путинцами и убежала.
Мы собрались в сквере перед музеем и послужили заупокойную службу по всем жертвам сталинских и советских репрессий. Никто не кинул в нас камнем, не крикнул: «Убирайтесь прочь!». Всем было всё равно. И молиться от этого было ещё тяжелее.