По предварительным данным, проблемы возникли за несколько секунд до взлёта: в конце разбега в двигатель попали птицы. Затормозить на такой скорости было уже невозможно, и самолёт попытался взлететь. По словам пассажиров, сразу после взлёта они услышали характерный звук двигателя, который не может завестись. Действительно, первый двигатель вышел из строя сразу. Пока работал второй, командир экипажа Дамир Юсупов планировал набрать высоту и вернуться в аэропорт, но второй двигатель тоже отказал, и самолёт начал падать.
Юсупов сделал почти невозможное: превратил падение в жёсткую посадку. Для этого он отключил уже горевшие двигатели, остановил подачу в них топлива, принял решение не выпускать шасси, выбрал удачный угол посадки.
Даже при исправных двигателях посадка с полными баками – дело опасное. Несколько месяцев назад её не смогли удачно произвести пилоты Суперджета SU-1492: самолёт как минимум дважды ударился о взлётную полосу передним шасси и хвостом. Топливные баки были повреждены и загорелись. Тогда погибло более половины находившихся на борту.
После жёсткой посадки аэробуса за медицинской помощью обратились 75 человек, но госпитализация понадобилась только одному. Все пассажиры были застрахованы и получат выплаты.
Почти всегда после крупных катастроф выясняется, что самолётом управляли опытные пилоты с каким-то невообразимым числом часов налёта. В этой истории со счастливым концом всё было с точностью до наоборот. У командира экипажа стаж был небольшой, а у второго пилота его почти не было.
Старший пилот Дамир Юсупов с детства мечтал летать, но не смог поступить в лётное училище после школы – не прошёл медкомиссию. Он получил юридическое образование и работал в администрации Сызрани. В 33 года предпринял вторую попытку – и поступил. Окончив лётное училище с отличием в 2013 году, Юсупов устроился на работу в «Уральские авиалинии» и продолжил учёбу в Ульяновском институте гражданской авиации им. Б.П. Бугаева. Его он окончил год назад и только с прошлого года управляет самолётом в качестве командира экипажа. Второй пилот – Георгий Мурзин – в 2017 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, ему 23 года.
Это не помешало летчикам за 20 секунд оценить обстановку и, перебрав несколько возможных решений, остановиться на правильном. Отказ от использования шасси при аварийной посадке на сушу, к слову, противоречит инструкциям Airbus. Оценивая действия пилотов, эксперты не находят других эпитетов, кроме «безупречно» и «шикарно». Эта посадка однозначно войдёт в историю гражданской авиации, подобных прецедентов ещё не было. Были удачные посадки на воду, одна из них названа «чудо на Гудзоне», другая – «чудо на Неве». Нынешний случай, очевидно, получит название «чудо в кукурузном поле».
* * *
Ещё одно чудо произошло в Омской области. Там найден живым трёхлетний мальчик, пропавший в лесу 13 августа. Его родители отправились собирать ягоды и оставили сына одного в машине. Вернувшись спустя 15 минут, они не обнаружили ребёнка в салоне. 15 августа одна из поисковых групп нашла ребёнка в полутора километрах от места пропажи.
В Москве между тем чуда не произошло. Несмотря на самую многочисленную с 2012 года акцию протеста на проспекте Сахарова, сотни поручившихся за задержанных активистов, усилия юристов и голодовки, никто из независимых кандидатов, пытавшихся оспорить забракованные окружными избиркомами подписи, к выборам допущен не был и никто из задержанных по делу о «массовых беспорядках» не был освобождён.
Любовь Соболь прекратила свою голодовку, которую держала больше месяца. По её словам, сделала она это по просьбе матери Алексея Миняйло, волонтёра штаба Соболь, который голодал в знак солидарности с ней. Сейчас Миняйло проходит обвиняемым по делу о «массовых беспорядках».
Росприроднадзор наконец занялся несанкционированной свалкой в двух километрах от аэропорта «Жуковский». Считается, что именно она привлекла стаю чаек, которые в момент взлёта попали в двигатели самолета Airbus А-321. На мусорные свалки в этих краях жаловались с 2017 года.