В начале 2024 года в полтора раза вырос спрос на услуги репетиторов. Особенно популярны частные педагоги, готовящие к экзаменам по математике и русскому языку. Наверное, это даже хорошие новости. Всегда здорово, когда государственному образованию есть альтернатива, тем более что сфера частных уроков развивается и цивилизуется. Свободные преподаватели заключают договоры, платят налоги – клиенты в массе довольны. Хорошо бы, чтобы параллельно улучшалось качество образования и в государственных школах – всё-таки частники помогают системе уже тем, что неслабо так её разгружают. Но этого почему-то не происходит. Более того, государственная система образования всё больше выдаёт откровенный брак, попросту вынуждая потребителя платить на сторону, и даже не думает компенсировать ущерб.
Нет, конечно, можно порадоваться уже тому, что власть в России не пошла по китайскому пути, что у нас не объявили репетиторов вне закона, не свалили на них всю вину за деградацию народного образования. А ведь могли бы – с учётом нынешней ориентации на Восток. К тому же запретить и не пущать, обвинить и запугать – это вообще в нашей традиции. Ещё и очки в народе заработать можно. У нас ведь до сих пор иной обыватель (обычно тот, у кого совсем денег нет) верит в миф, что всё зло от репетиторов, потому что репетиторы – это те же школьные учителя, которые днём в школе специально плохо работают, чтобы заработать вечером на дому. Но, к счастью, по пути запретов и репрессий у нас не пошли. Наоборот, даже дали всем возможность самоопределения, а выбирающим свободный полёт обеспечили ещё и легальный статус. Не проблема, дескать, регистрируйтесь как самозанятые, платите свои 4–6% и делайте что хотите. Гуманно.
Надо сказать, очень многие поспешили новыми возможностями воспользоваться и выиграли. Рынок репетиторских услуг постоянно растёт и, кажется, даже не думает останавливаться: всем, кто действительно обладает знаниями и умеет учить других, находится на нём своё место. Оказалось, что у профессионалов клиентов хватает даже в утренние часы – ведь всё больше детей переходят на домашнее или семейное обучение. Выяснилось также, что и увеличение оплаты труда в частной сфере действительно зависит от роста квалификации, знаний и опыта, а не от индексации раз в год, не успевающей за инфляцией.
Кстати, о росте квалификации. Хоть рынок и растёт, судьба благосклонна тут отнюдь не к редким счастливчикам: естественную конкуренцию никто не отменял. Тот, кто халтурит, потому что так же халтурил в школе, остаётся без заказов. Тот, кто не готов получать новые знания и навыки, как вечный студент-первокурсник обречён за копейки сидеть над домашкой с третьеклассниками. Тем же, кто хочет и любит работать, кто увлечён и талантлив, обычно везёт. Отрадно и то, что свет от настоящих звёздочек-профи распространяется не только на их непосредственных клиентов – ведь они разрабатывают альтернативные учебные пособия, ведут просветительские блоги, устраивают рекламные мастер-классы. Прекрасно.
Но на фоне развивающегося и хорошеющего рынка репетиторства всё более отчётливым становится удручающее положение государственного образования. Вот ведь какое дело. Вообще-то, в школе должны учить так, чтобы уж на тройку каждый мог сдать выпускные экзамены. Отличниками в массовом потоке всех не сделаешь – и это, в общем, нормально, когда за высокими баллами по ЕГЭ (выше 80) люди обращаются к частным специалистам (не вполне нормально, когда денежные премии за стобалльников получает школа). Но на тройку, повторю, обязаны научить всех. Должны быть созданы в массовой школе такие условия, чтобы хоть минимальный порог на экзаменах школьники преодолевали.
А что мы видим? Каждый год какие-то чудовищные проценты завалов. По той же математике, на которую в частном сегменте сегодня самый большой спрос, доля двоек в некоторых регионах или отдельных городах может доходить до 30%. Это что? Это как? Кто-то должен нести за это ответственность? Может, уже штрафы вводить? Или – я не побоюсь этого слова – репрессии. Для ответственных лиц. Под ответственными лицами я понимаю представителей администраций школ, чиновников районных отделов образования, городских комитетов. Не учителей же прессовать. Потому что, если начать разбираться, может оказаться, что педагогам либо не создали условия для нормальной работы, либо не было не только условий, но и самих учителей.
Серьёзно. В Новосибирске, помнится, в одной школе ОГЭ по математике не сдали больше половины девятиклассников. Стали разбираться – выяснилось, что предшествующие такому плачевному результату два года предмет в школе толком не преподавался – не было постоянного учителя. Никак не могли закрыть вакансию, кто-то устраивался, но никто не задерживался, в итоге то предмет вели по совместительству другие специалисты, то неделями-месяцами вообще не было математики в расписании. И сколько таких случаев сегодня? Увы, много. Особенно в провинции, где педагогам за ставку всё ещё платят 15–30 тысяч рублей.
В общем, то ли штрафы вводить для начальства, то ли возмещение ущерба пострадавшим. Как и решающим вопрос за свой счёт. Но – по факту – у нас даже компенсация за переход на семейное обучение (то есть фактически снятие себя с баланса государства) выплачивается всего в трёх регионах страны. Раньше таких регионов было больше, но за десять последних лет программа планомерно сворачивалась и вот совсем скукожилась. А ещё, несмотря на легализацию статуса репетиторов, люди, пользующиеся их услугами, не могут получить даже налоговый вычет. Вычет можно получить, только если заключён договор с организацией, имеющей лицензию на образование. При этом в России работает больше 210 тысяч репетиторов, а их услугами пользуются 49% школьников. Разве это можно просто не заметить?
В общем, как обычно. Всё течет, всё изменяется, только государство за переменами не поспевает. Ни за хорошими, ни за плохими.