«Ох, лето красное! любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи», – сегодня энтомологи поспорили бы с поэтом. Комары да мухи, пчелы и шмели, а также другие насекомые, даже те, которые считаются вредителями, в настоящее время уже не актуально считать назойливой помехой. Наоборот, лучшие умы озабочены тем, как бы их уберечь. Насекомые стремительно вымирают, их биомасса сокращается с немыслимой скоростью – на 2,5 процента в год. Недаром насекомых называют «инженерами экосистем»: они опыляют растения, после их исчезновения следующим звеном будут птицы и млекопитающие, которые этими растениями питаются. Ну и человек.
На обложке апрельского журнала Nature красуется зелёная цикадка (Cicadella viridis) – один из самых распространённых сельскохозяйственных вредителей, дерзкий пожиратель полей, садов и огородов. А внутри целых пять больших материалов – исследований, посвящённых экологическим проблемам, с которыми в настоящее время сталкиваются популяции насекомых, а в ближайшем будущем столкнётся и человечество.
О том, что насекомые вымирают, начали говорить не сегодня – ещё в 2019 году был обнародован международный междисциплинарный доклад с серьёзным предупреждением.
Несколько лет назад группа учёных из Великобритании, Германии и России доказала, что за короткое время – несколько десятилетий – биомасса (то есть общий вес) насекомых в Европе уменьшилась в четыре раза.
В этом номере Nature те же исследователи представили новые данные. Они выяснили, что общая биомасса падает, а число видов насекомых остаётся прежним. Из этого учёные сделали выводы, что первыми жертвами стали самые массовые виды, то есть именно те, которые больше всего влияют на функционирование экосистем и чьё сокращение будет иметь самые серьёзные последствия для пищевых цепочек.
Прежде всего это пчёлы и шмели. По данным ООН, пчёлы исчезают в 8 раз быстрее, чем в среднем остальные животные на планете, и если тенденция сохранится, то уже к 2035 году их на планете может не остаться.
В статье Чарли Николсона и его коллег рассматривается негативное воздействие использования пестицидов и на европейских шмелей.
Считается, что главный враг для пчёл и шмелей – сельское хозяйство. Пестициды, которые используют для обработки растений от паразитов, тли, клещей и той же цикадки, привлекают пчёл и поражают их нервную систему, вызывая дезориентацию в пространстве, паралич и гибель. Особи, которым удаётся выжить, залетают в ульи, заражают молодняк и распространяют смерть на всю пасеку. В 2019 году, например, пасечники в Тульской области похоронили 400 кг погибших пчёл.
Но об этой проблеме знают давно и стараются принимают меры: так, в Евросоюзе уже отказались от использования некоторых особо опасных для пчёл и шмелей инсектицидов. В РФ принят закон «О пчеловодстве», где (хотя бы на бумаге) регулируются механизмы защиты от отравления пчёл химикатами. Скажем, фермеров обязуют предупреждать пчеловодов о предстоящей обработке полей.
Сегодня же исследователи доказали, что на исчезновение насекомых влияют не только антропогенные и экологические факторы – серьёзную угрозу для опылителей представляет изменение климата, чему ранее не уделялось особого внимания.
Европейские исследователи – Гийом Гисбен и его коллеги – предсказывают значительное сокращение подходящей среды обитания для европейских видов шмелей из-за изменения климата.
Учёные продемонстрировали последовательное сокращение популяций шмелей с 1900 года на большей части территории Европы и предсказали будущее крупномасштабное сокращение ареала и исчезновение видов. По прогнозам, около 38–76% изученных европейских видов шмелей, которые в настоящее время классифицируются как «вызывающие наименьшие опасения», потеряют через 40 лет не менее 30% экологически приемлемой территории.
Мелани Казенел и её коллеги из США обнаружили, что за последние 16 лет количество видов американских пчёл резко уменьшилось – речь идёт о сокращение 46% видов.
Теперь здесь преобладают таксоны, которые лучше всего переносят жару и засуху. Даже если общая численность пчёл останется неизменной, со своей работой они будут справляться гораздо хуже, поскольку именно разнообразие скопления пчёл максимизируют опыление растительных сообществ.
Но климатические изменения угрожают не только пчёлам и шмелям. Так, Йорг Мюллер и его коллеги проанализировали данные о биомассе насекомых за 27 лет и выявили, что на неё существенно повлияли погодные аномалии, связанные с изменением климата. Причём не только в тропиках из-за уничтожения тропических лесов, как считалось ранее, но и в умеренной зоне.
Насекомые исчезают со скоростью в восемь раз выше, чем все остальные животные, и если эта тенденция продолжится, уже через сто лет их просто не останется на Земле. И философская метафора Брэдбери о том, как убийство бабочки может изменить будущее, из научной фантастики может превратиться в новую реальность.
Может ли на это повлиять обычный человек? И да, и нет. Глобальные процессы слишком сложные, чтобы ответить однозначно. Но попробовать мы всё-таки можем. Например, сделать свои сады и огороды более дружелюбными к насекомым: стричь газон не раз в три дня, а раз в неделю, чтобы насекомые успели собрать нектар. Или специально посадить цветы, которые особенно привлекают пчёл и шмелей, – люпин, календулу, мальву, фиалки, розы, циннии, подсолнухи, одуванчики, маттиолу и другие. Важно, что насекомых привлекает не только аромат, но и цвета: синие, фиолетовые, белые, жёлтые цвета и оттенки пчёл привлекут, а вот красные, розовые и оранжевые их интересуют меньше.