Средняя полоса России: как не пропустить лето

Колонка на тему внутреннего туризма. Опыт, помноженный на знания

Первые дни лета 2024-го были жаркими, в иных местах почти тропическими. Отвыкший от тепла народ только понял, что можно снять пуховики, – и тут такое! Все срочно начали гуглить, куда поехать, чтобы не было мучительно больно за мимопролетающее блаженство. Попробую рассказать о загвоздках туризма в средней полосе России как человек, давно следящий за его развитием.

...Как-то в пандемическом 2021 году я ещё в мае забронировала домик на озере Селигер. Специально выбрала самую середину лета – 15 июля. В день, когда я выехала в сторону своего бунгало, было +30 в тени. И я радостно продвигалась за рулём к Валдайской возвышенности в шортах, майке и босоножках.

Друзья ехали из другого города. Мы договорились встретиться на заправке у поворота к Нило-Столобенской пустыни: кто первый приедет – тот должен дождаться. Первой приехала я, вышла из машины и тут же покрылась мурашками. За бортом было +13, если верить датчикам моего автомобиля. Моросил мелкий осенний дождик. «Это вы привезли нам непогоду?» – спросила хозяйка забронированного домика. «Нет, мы пытались привезти жару, но не довезли», – ответили мы.

Нестабильность погоды – главный враг объектов размещения отдыхающих в средней полосе России. Если в Турции или Греции летом всё более или менее одинаково – жара и тёплое море, то у нас после жарких дней может и снег пойти, как это было, например, в начале нынешнего мая. И получается так, что в редкие погожие дни в гостиницах нет мест, а весь остальной год гостиница как-то должна прожить за счёт заработанного. Поэтому цены на среднерусских курортах такие, что в былые времена за сопоставимые деньги можно было слетать в Турцию по системе «всё включено».

Сейчас та же Турция резко выросла в цене. А Греция, Испания, Италия и даже Черногория вышли за рамки обыденного представления об отпуске – слишком сложно и не по средствам. Мало того, рискованно стало ехать в Крым, и даже курорты Краснодарского края как-то слишком близко находятся к зоне СВО. Поэтому туризм в средней полосе переживает свой расцвет.

Но готовы ли к этому расцвету не только погода и природа (ладно, как-нибудь перетерпим мы моросящий дождь – в этом, в конце концов, и таится прелесть «застенчивой русской природы»), но главное – люди?

В такие места, как Суздаль, на большие выходные вахтовым методом набирают, например, поваров. Как-то разговорилась с хозяином тамошнего ресторанчика – он на новогодние каникулы выписывал повариху аж из Архангельска. Летом и за городом проблема растёт: выпишешь ты эту повариху за большие деньги, а погода испортится – и никто не приедет.

Где найти для загородного отеля в глубинке тех же горничных, если в ближайшей деревне живут три старушки? Вот и получается, что какой-нибудь «Рэдиссон-Завидово» по цене оказывается дороже аналогичных «Рэдиссонов» в Европе (даже по нынешнему курсу евро). Приходится закладывать такие издержки, как проживание и проезд к месту работы персонала и так далее.

В европейском «Рэдиссоне» ты выходишь на улицу, а там Копенгаген (Хельсинки, Стокгольм и так далее), где есть чем заняться в плохую погоду. В средней полосе России основной стиль загородного отдыха можно определить как «лодка, водка и молодка». Народ жарит шашлык, удит рыбу, ходит за грибами. Платить огромные деньги за постой в пафосных местах готовы немногие, большинство занимается этим на собственной даче с тем же успехом.

Не перевелись любители жить в палатках: кемпинги, более или менее организованные, можно встретить на берегах Волги и Оки, у подмосковных водохранилищ, на том же Селигере, у Ладожского и Онежского озёр, в Карелии. Любители такого отдыха уверяют, что близость к природе хорошо перезагружает мозги. Но не все готовы ходить в туалет в ближайший лесок или за лежачую сосну. 

Последний писк моды – отдых в глэмпингах, своего рода «гламурных кемпингах».  Впервые понятие glamping появилось в Великобритании в 2005–2006 годах. Чаще всего удобные палатки делали для артистов на музыкальных фестивалях или гостей, купивших дорогие билеты: не все хотели жить в аскетичных условиях, спать в спальниках и умываться водой из бутылки. Такие стильные шалаши с удобствами стали активно появляться на просторах средней полосы России в последние лет пять. Иногда они расположены даже на деревьях. Или в хоббитской норе.

Отельерам подобные домики выгодны тем, что не являются стационарными объектами: их можно придвинуть вплотную к реке, хотя на так называемой «зоне бечевника», в 20 метрах от воды, нельзя ничего строить. Или поставить прямо в исторической зоне, где для настоящего строительства пришлось бы проводить дорогостоящие археологические раскопки.

Поэтому всё больше энтузиастов пытаются развивать в российской глубинке событийный или экскурсионный туризм. Самый хрестоматийный пример – Мышкин, который усилиями выдающегося краеведа Владимира Гречухина стал из маленького забытого всеми городишки туристическим брендом мирового уровня.

Город Мышкин. Фото: Павел Каравашкин/Коммерсантъ
Город Мышкин. Фото: Павел Каравашкин/Коммерсантъ

А ныне известная в Тверском регионе Татьяна Соколова, учась в Школе управления «Сколково», поняла, что у неё есть ресурс, какого не было ни у кого из её соучеников, – родной город Торжок. Она начала проект «Экспедиции в Торжок», который сегодня распространился и на Боровск, и на Старую Ладогу, и на множество других малых исторических городов России. В Торжке у Татьяны образовалась база, они с супругом купили гостиницу, во дворе которой очень удобно проводить фестивали воспетых Пушкиным пожарских котлет, ремесленного хлеба и прочих местных специалитетов.

Или Сергей Шаханов, который восстанавливает усадьбу Бутурлиных-Зубовых «Крутец» под Александровом. И теперь лично у меня планы на лето составлены: я планирую как следует изучить такие проекты, как арт-деревня Кой в Сонковском районе Тверской области, Музей судьбы русской деревни в Учме Ярославской области, доехать до лесного Терема в Асташево Чухломского района Костромской области. На просторах средней полосы России притаилось много интересных проектов, а главное – людей.

Читайте также