На этой планете может оказаться каждый. Причём буквально за пару кликов. Речь, конечно же, идёт о платформе Planeta.ru. Она создавалась как сервис для помощи музыкантам, а стала крупнейшей в России краудфандинговой платформой.
Всё началось ещё в 2009 году, когда Фёдор Мурачковский и два его друга задумались над тем, чтобы сделать сервис по предзаказу музыкальных альбомов. Знакомые крутили пальцем у виска и говорили, что люди никогда не будут платить за то, чего ещё нет. Но Фёдор и друзья верили в свою идею. В 2011 году на сайте появился первый проект, после чего стало понятно, что схема может быть применима не только в музыке, но и в других сферах. Есть идея, но нет денег? Привлекай к финансированию других!
7 июня 2012 года команда рассказала об официальном запуске платформы. Сейчас этот день считается Днём российского краудфандинга. Всего за 12 лет существования Planeta.ru удалось собрать 2 млрд рублей на запуск различных идей. И это не гранты, не инвестиции, а именно народные деньги. Количество успешных проектов за эти годы превысило 8500.
Учредитель и сооснователь краудфандинговой платформы Фёдор Мурачковский рассказал «Столу» о жизни на этой планете.
– Честно говоря, я себя немного чувствую человеком со страниц де Сент-Экзюпери, когда мы говорим о планетах. Планеты бывают разными. Ровно 12 лет назад Фёдор и сотоварищи анонсировали открытие новой планеты. Что это за авантюра?
– Краудфандинг – это народное финансирование, получение дополнительного финансирования, дополнительных денег непосредственно от своего конечного потребителя. Другими словами – люди сбрасываются на определённые интересующие их идеи рублём. И автор, который обратился к этим людям посредством нашей площадки, обязан что-то дать им взамен за эти деньги. То есть это не пожертвование. Это некая история, которая нацелена на достижение результата совместными усилиями. В нашем варианте это финансовые вливания. Могут быть ещё аутсорсинговые вливания, кто-то поможет, скажем так, руками – мы это не запрещаем, пожалуйста. Главное – чтобы идея была стоящая.
– Сама идея краудфандинга и открытия первой в России такой площадки пришла из мира культуры, а конкретно – из мира музыки. Верно? Люди хотели поддержать рублём рок-музыкантов, которые гоняют, бедные, с концерта на концерт. И что-то там ещё было с авторскими правами, да?
– Началось всё именно в таком контексте. Было расхожее мнение, что музыканты очень богатые, у них всё есть и нечего им платить за их музыку. То есть мы хотели победить пиратство и мы, в общем-то, победили. Потому что по факту в тот период, когда всё начиналось, музыкантам стоило выйти из студии – и их альбом тут же сливался в сеть. Они даже не могли отбить деньги на аренду студии звукозаписи, на мастеринг и так далее. Они получали деньги только с концертов. Их могли пятьсот миллионов раз прослушать, но они с этого ничего не получали. Это сейчас уже какие-то стримы появились и так далее. Но на тот момент этого не было. И мы предоставили некий шанс, возможность поклонникам и музыкантам повзаимодействовать друг с другом. Автор музыки мог реально увидеть запрос своей аудитории, услышать мнение о своей музыке, когда только-только собирался писать альбом, был в процессе. А поклонники могли получить его раньше всех, в том числе на физических носителях. Мы причастны к развитию физических носителей, к тому, что они вернулись. Люди стали приобретать в качестве лотов CD с автографами, виниловые пластинки с автографами, сейчас вот кассеты возвращаются опять. Чтобы слушать, ну или просто поставить на полку. А ребята за счёт этих денег отбивали потраченное время, аренду студии, какую-то творческую историю. То есть это некий предзаказ чего-то. А потом мы просто масштабировали это на разные сферы. Потому что это стало работать, по сути, везде, в каких-то других творческих начинаниях или бизнес-начинаниях, стартапах.
– Можно ли сейчас в актуальном времени измерить, в каком сегменте поддерживается на вашей платформе культура?
– Она занимает львиную долю. Мы раздробили музыку, контент с видео, театрами, книгами. Но это занимает, наверное, больше 50 процентов. Если это обобщить и назвать общим словом «культура». Просто теперь у каждого направления есть свой подраздел и вектор. А раньше в одну кучу пихали. Сейчас это 17 категорий. Запрос есть на увеличение. Журналистика, допустим. То есть разные моменты бывают, но пока мы держимся в этих рамках.